Париж

Париж - самая элегантная столица мира так непохожа на всю остальную Францию, что ее подчас называют "городом-государством". Город всех времен и народов, Париж сохранил и приметы далекого прошлого, и романтизм нового времени. Здесь есть все для всех - для театралов, меломанов, ценителей живописи, для гурманов, любителей всевозможных развлечений и деловых людей. Он притягивает к себе людей неповторимой атмосферой старых улиц, латинского квартала, набережных с букинистами, аллей Люксембурского сада, устремляющихся ввысь лестниц Монмартра.

Несмотря на огромную туристическую популярность Парижских сокровищ: Лувр, Эйфелева башня, собор Парижской Богоматери, Елисейские Поля, и в наши дни остались кварталы, которые интересны, прежде всего, своим неповторимым колоритом истинной парижской жизни. Загляните в кафе "Lex Deux Magos" или "La Croserie des Lilas" и вполне возможно, что за соседним столиком вы заметите Жана-Поля Бельмондо или Жерара Депардье, а совершая покупки в бутике  у Кристиана Диор, вы встретите Софи Марсо.

Бережно сохраняемый город, тем не менеае, не боится перемен и смелых проектов. Подтверждение тому - центр Жоржа Помпиду, пирамида перед Лувром и массовое строительство в районе Дефанс.

Это еще и город, где на равных правят искусство и любовь. Бесчисленные впечатления ждут тех, кто предпочитает знакомиться с Парижем и парижанами, прогуливаясь по улицам города. Французская столица относится к самым большим городам мира. В собственно городской части, которая сравнительно невелика - 105 кв. км, живут чуть более 2-х млн., а в большом Париже - намного более 10 млн. человек.

Помимо классического Парижа - города Эйфелевой башни, собора Парижской богоматери, Лувра и Елисейских полей, каждый сможет найти здесь немало привлекательных незнакомых уголков:  улицы дышат историей, памятники и музеи известны во всем мире, а каждый тротуар в Париже - театр повседневной жизни.

Эта самая элегантная столица мира так непохожа на всю остальную Францию, что ее подчас называют "городом - государством"...

Эйфелева башня

Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается эмблемой Парижа, изящно и горделиво вознося к небу свой ажурный силуэт, известный во всем мире. Но в ней можно видеть и символ новой индустриальной эпохи, ибо отважный вызов высоте, испокон веков вдохновлявший зодчих, осуществлен здесь на уровне небывалых прежде технических возможностей конца XIX века.

В ту пору ускорение технического прогресса повлекло за собой революционные изменения в архитектуре и строительстве. В различных странах мира возникают проекты грандиозных сооружений высотой в несколько сот метров. Многие из этих начинаний терпят крах, само осуществление подобных проектов ставится под сомнение.

Но во Франции инженер Гюстав Эйфель твердо верил в их скорое торжество. В конце 1884 года он и возглавляемая им компания разрабатывают проект строительства башни высотой около 300 метров. Большая заслуга в этом деле принадлежит и главному плановику Эйфеля, Морису Кёшлину. А в 1886 году в Париже объявляется конкурс архитектурных проектов для Всемирной выставки 1889 года. Выставка должна была продемонстрировать достижения технического прогресса. Организационный комитет уведомил общественность, что среди конкурсных заданий есть и проект башни из стальных конструкций высотой в 1000 футов (304,8 метра). Возможно, уже в ту пору имелся в виду совершенно конкретный проект Гюстава Эйфеля. Всего было подано более ста проектов, но в конце концов лучшей была признана конструкция Эйфеля. Теперь - за каких-нибудь два года - ему предстояло ее возвести.

В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, она весит 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было заклепано 2,5 миллиона заклепок.  12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок.

Ночью башня подсвечивается. До постройки башни Эйфель уже выполнял инженерные работы, в том числе металлический каркас для статуи Свободы в Нью-Йорке.

Эйфель до этого построил несколько железнодорожных мостов и славился своим умением находить неординарные инженерные решения сложных технических проблем. Только благодаря его способности планировать все заранее и вести работы с максимальной точностью башня была построена столь быстро. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех "ног" были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. И хотя нивелировка потребовалась незначительная, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда. Затем на первой платформе был открыт ресторан. Надо ли объяснять, каким успехом он пользовался во время выставки? На второй платформе, на высоте 116 метров, газета "Фигаро" оборудовала свою редакцию.

Башня, возведенная за 26 месяцев, оставалась самым высоким сооружением в мире до 1931 года, когда в Нью-Иорк-сити был построен небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. За время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек. Они могли воспользоваться лифтами, чтобы подняться на первую, вторую или третью платформы, и даже забирались пешком на верхушку башни.

Гранд-Опера

Национальная академия музыки и танца - крупнейший в мире оперный театр (действительно, он занимает 11.000 кв.м площади; вмещает более 2000 зрителей; на его сцене могут одновременно находиться 450 актёров и статистов) и, кроме того, вероятно, самое любопытное здание времён Наполеона III. Оно построено по проекту Ш.Гарнье в период между 1862-1875 гг. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней; нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа - восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец", оригинал которого находиться, однако, в музее Лувра. Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна; наверху богато декорированный аттик с возвышающимся над ним несколько плоским куполом. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана белым мрамором ценных пород; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.

Площадь Вандом

Восьмиугольная по форме, она является одной из самых красивых местностей Парижа. Вандомская площадь - замечательный образец французского зодчества 17 в. - находится недалеко от площади Оперы и соединяется с ней улицей Мира. Когда-то здесь простирались владения герцога Цезаря Вандомского, имя которого сохранилось в названии площади. Проект ее разработал выдающийся французский зодчий 17 в. Ардуэн-Мансар. Из-за нехватки средств при осуществлении проекта пришлось срезать углы площади, отчего она получила форму неправильного восьмиугольника. Однотипные по высоте и композиции здания образуют целостный и гармоничный ансамбль, угловые части акцентированы треугольными фронтонами. Стремясь обойти закон, ограничивающий этажность зданий, архитектор впервые применил характерную форму последнего этажа, расположенного под самой крышей. Подобные помещения получили по имени строителя название мансард.

В центре площади была установлена конная статуя Людовика XIV. 10 августа 1792 г., в день свержения королевской власти, статуя была низвергнута восставшим народом.    По велению Наполеона на месте прежнего монумента была воздвигнута колонна, прославлявшая военные победы императорской армии. Колонна отлита из 1200 трофейных пушек, захваченных при Аустерлицком сражении. Авторы проекта - Денон, Лепер и Гондуэн. Высота монумента 43,5 м. Барельефы, опоясывающие колонну по спирали, выполнены скульптором Бержере.  Общая длина барельефов 160 м,  они изображают военные сцены наполеоновских походов 1805-1807 гг. Наверху колонны была установлена статуя императора в одежде римского цезаря. После отречения Наполеона статуя была снята, а при короле Луи-Филиппе восстановлена в облике маленького капрала (ныне она находится на территории Дома Инвалидов). В 1871 г. Вандомская колонна была разобрана; работами по ее разборке руководил художник Гюстав Курбе. Восстановление монумента осуществлено в 1874 г. В доме № 12, бывшем русском посольстве, в октябре 1849 г. скончался польский композитор Фридерик Шопен.

Остров Сите

Место встречи туристов, приезжающих в Париж. Здесь масса сувенирных магазинчиков, находящихся неподалеку от административных зданий, например, префектуры полиции на набережной Orfevres (Вы, конечно, помните знаменитого Мегрэ), где сегодня располагается Интерпол. Имеет свое очарование студенческий Латинский квартал. Знаменитый старый университет Сорбонна и усыпальница великих людей Франции Пантеон (здесь покоится прах Эмиля Золя, Виктора Гюго, Вольтера) не оставят Вас равнодушными.

Собор Парижской Богоматери

Был построен на месте христианской базилики, сменившей в свою очередь древнеримский храм. Его строительство началось в 1163 г. и было завершено лишь к 1345 г. Разрушения, вызванные временем, людьми и трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви.

Радикальная переделка была осуществлена Виолле ле Дюком с 1844 по 1864 гг. - именно он создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город, фантастических и чудовищных птиц, гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных мест.

Обязательно соберитесь с духом и поднимитесь на башню собора - Вам откроется замечательный вид. Расстояния во Франции измеряются от отметки "0 км", расположенной на площади Паперти перед собором.

Дом Инвалидов

Собор построен в период с 1679 по 1706 гг. Это один из шедевров Ардуэна-Мансара: безупречно чистые формы, классический строгий стиль - таковы характеристики этого квадратного в плане сооружения с колоннадой двойного ордера. Фасад образец изящества и симметрии: колоннаду двойного ордера венчает купол, над которым укреплен массивный барабан в окружении парных колонн, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол, украшенный гирляндами и цветами. Золотой орнамент купола сверкает на солнце; все сооружение венчается грациозным фонариком со шпилем, вознесшимся на высоту 107 м от земли.

Интерьер в форме греческого креста повторяет строгую простоту наружного облика собора. Шарльде Лафосс украсил своды купола изображением четырех евангелистов, а в центре небесной сферы поместил Св. Людовика, протягивающего Христу меч, которым он победил неверных. Сразу под сводом купола Крипта с гробницей Наполеона. Можно сказать, что эта церковь - подлинная святыня, дань памяти Наполеона. Здесь также находятся гробницы членов императорской семьи и других великих людей Франции. В капелле справа - гробницы брата императора Жозефа Бонапарта и двух маршалов: Вобана и Фоша. Усыпальница другого брата императора - Жерома, находится в первой капелле слева, за ней следуют усыпальницы маршалов Тюренна и Леотейя.

Гробница Наполеона

Наполеон умер 5 мая 1821 года на острове Св. Елены, но только по прошествии семи лет французы получили разрешение от Англии перевезти прах своего императора на землю Франции. Луи-Филипп послал своего сына - принца Жуанвиля на остров Св.Елены, чтобы произвести эксгумацию тела императора. Это возвращение во Францию было последним триумфальным маршем человека, любимого своим народом, почитаемого своими солдатами, устрашающего для своих врагов. В сентябре 1840 года французский корабль привез останки Наполеона в Гавр, а затем медленно двинулся вверх по Сене к Парижу. 15 декабря, несмотря на снежную бурю, почти весь город присутствовал на похоронах императора. Скорбный кортеж медленно начал свое шествие вдоль Больших бульваров, прошел под Триумфальной аркой,  спустился по Елисейским полям, чтобы здесь у Собора Инвалидов великий император мог закончить свое изгнание, которое длилось много лет. Останки императора, как и останки египетского фараона, были замурованы в шесть гробов: первый из жести, второй - из красного дерева, третий и четвертый - из свинца, пятый - из эбенового дерева и шестой - из дуба. Гробы были помещены в большой саркофаг из красного гранита в Криптееи, специально созданной для этого знаменитым архитектором Висконти. Там 12 колоссальных крылатых Побед - произведение скульптора Прадье, сторожат вечный сон императора и как бы олицетворяют весь французский народ, наконец объединившийся со своим великим героем. Смерть воссоединила также и тех, кто был разделен при жизни: в Крипте рядом с императором лежит прах его сына Наполеона II - короля Рима, которого легенда нарекла "Орленком".

Мост Менял

Архитектурный ансамбль дворцовой крепости соединяется с противоположным берегом Сены Большим мостом, или мостом Менял, построенным в IX веке при короле Карле Лысом.

Хоть сделали тебя прескверно

и вечно чинят - не беда!

Мостом Менял ты назван верно:

Ведь ты меняешься всегда.

писал о нем поэт Клод Ле Пети.

Мосты в средние века имели обыкновение "меняться", строительство их было своего рода "сизифовым трудом" корпорации мостостроителей, "братьев понтификов". Они не успевали построить мост, как он тут же рушился. Большой мост был назван мостом Менял еще и потому, что на нем происходил обмен, денежный и товарный. Мост был так плотно застроен рядами меняльных лавочек, что "прогуливаясь по нему, совершенно невозможно было увидеть реку. Казалось, что находишься на земле и посреди ярмарки - так многочисленны и разнообразны были выставленные здесь товары". В конце XVIII века лавочки и дома сносят, мост становится "нищ и гол". Нынешний свой вид мост приобрел во время Второй Империи.

Сакре-Кер

В каком бы месте города мы ни находились, если мы захотим увидеть панораму Парижа, наш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре-Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма. Она была возведена в 1876 году по общественной подписке и освящена в 1919 году. Архитекторы (Абади и Мань - среди наиболее известных) решили построить ее в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, явно восточного происхождения. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 м высотой, со знаменитым "Савоярдом", одним из самых больших колоколов в мире - весом в 19 тонн. Великолепная лестница ведет к фасаду церкви с портиком из трех арок:  над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д"Арк.

Интерьер церкви из-за обилия мрамора, статуй, золота и мозаики, достигающих здесь чрезмерной пышности, как бы теряет свою архитектурную структуру. Из церкви можно спуститься в большую подземную Крипту или подняться на вершину купола, откуда можно восхищаться обширной панорамой города и его окрестностей на много километров вокруг. Если мы захотим полюбоваться белизной базилики с еще более удобной точки, достаточно спуститься вниз на площадь Св.Петра либо с помощью фуникулера, либо просто по лестнице. Конечно, некоторые могут возразить, что стиль этой церкви, ее цвет, ее монументальность, почти вызывающая, находятся в абсолютном контрасте с дымкой патины остальных памятников, на которых время оставило свой след. И тем не менее Сакре-Кер отныне прекрасно вписывается в парижский пейзаж, и это стало возможным именно благодаря этой пронзительной ноте контраста, которая в определенном смысле усиливает то один, то другой памятник, по достоинству оценивая в каждом его историческую ценность.

Большой дворец

Всемирная выставка 1900 года в Париже стала для города огромным событием и в истории искусства, и в истории градостроительства. В связи с выставкой в городе были построены памятники и сооружения, стиль которых отличался эклектикой и вычурностью. Именно эти характеристики применимы к двум, прилегающим друг к другу зданиям - Малому и Большому дворцам - оба грандиозных пропорций, с мощными колоннадами, фризами и скульптурными композициями.

Фасад с ионическими колоннами Большого дворца, построенного по проекту архитекторов Деляна и Луве, имеет 240 метров в длину и 20 метров в высоту. В настоящее время здесь проходят большие театральные выставки живописи, тогда как раньше обширную площадь дворца использовали для ярмарок, автомобильных салонов и других мероприятий.

Сад Тьюльри

В 1563 г. эта территория была приобретена Екатериной Медичи с целью разбить здесь сад в английском стиле. В 1663 г. Андре Ленотр прекрасно оформил сад. Сегодня он разделен на два больших бассейна центральной аллеей, по обеим сторонам которой раскинулись широкие партеры, украшенные скульптурой. Метро Tuileriers.

Мадлен

Поистине неожиданно увидеть греческий храм в самом сердце Парижа. Воздвигнуть его решил Наполеон в честь побед Великой армии по модели храма "Мезон Карре" в Ниме. С этой целью он отдал распоряжение полностью разрушить прежнее сооружение, которое к тому времени ещё не было даже закончено, чтобы начать работы с нуля в 1806 году. Возведение храма было поручено архитектору Виньону, закончившему работы в 1814 году. Церковь, посвященная Святой Марии Магдалине, возвышается посреди площади того же названия. Своими пропорциями и формой она напоминает классический греческий храм: высокий подиум с широкой лестницей у главного фасада; колоннада из 52 коринфских колонн 20 метров высотой, которая опоясывает храм со всех сторон; фронтон украшен монументальным фризом, выполненным Лемером в 1834 году, изображающим сцену Страшного Суда. В интерьере только один неф; при входе - две скульптурные группы Рюда и Прадье и полусвод апсиды. Над главным алтарём - "Вознесение Св. Магдалины", произведение итальянского художника Марокетти. При выходе из храма можно охватить взглядом всё великолепие улицы Рояль вплоть до обелиска на площади Согласия и даже до Бурбонского дворца.

Консьержери

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относиться ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV вв. Название его происходит от французского слова "concierge", что означает "королевский сановник". В настоящее время оно является частью Дворца Правосудия. Посещение замка представляет несомненный интерес, так как вызывает в памяти далёкие и тревожные времена заговоров и мятежей. И действительно, с XVI века здание служило государственной тюрьмой. Затем во времена Революции, его камеры были заняты тысячами граждан, которые проводили здесь свои последние часы, прежде чем подняться по ступенькам на гильотину.

На нижнем этаже - Зал гвардейцев с мощными колоннами, поддерживающими готические своды, и огромный Зал Жандармерии. Этот зал с четырьмя нефтами, длинной около 68 м, шириной 27 М и высотой 8м, был когда-то королевской столовой. Из прилегающих к залу кухонных служб опытные повара королевского двора могли подать угощение, по крайней мере, для тысячи гостей. Однако, любое упоминание Консьержери вызывает в памяти времена революции. Осматривая камеры и изучая тайны их устройства, мы как бы проделываем путь тех, обречённых на смерть людей, имена которых по преимуществу нам хорошо известны. На нижнем этаже в большой комнате с перекрестными сводами приговорённые за определённую плату могли получить соломенный тюфяк, чтобы выспаться перед казнью. 

В другой комнате с печально известным названием "Рю де Пари" находились заключённые из простонародья. Камера Марии-Антуанетты, превращённая в 1816 году в часовню графиней Ангулемской, единственной оставшейся в живых дочерью Людовика XVI, представляет особенный интерес. Здесь королева, презрительно называемая "австриячкой", провела свои последние дни со 2 августа по 16 октября. Она сама обрезала свой волосы и села в телегу, чтобы отправиться на эшафот, где 9 месяцев тому назад был казнён её муж.

Квартал Ля Дефанс

Это место получило название от статуи, поставленной в память о сопротивлении, которое парижане оказали осадившим их в XIX веке пруссакам ("дефанс" - оборона). Сейчас Ла Дефанс - деловой район. Французы - ретрограды, не любят небоскребов, а посему вынесли их за пределы Парижа, но здесь расположены самые престижные офисы, построена грандиозная новая арка, множество интересных скульптур в стиле модерн. Со смотровой площадки открывается чудесный вид на Париж. Кроме того, на Ля Дефанс расположен самый большой торговый центр парижского района на разные кошельки и вкусы. Здесь же находится уникальный кинозал Домимакс с самым большим экраном в мире, высота которого равна 7-этажному дому.

Триумфальная Арка на площади Звезды

Решив в 1806 г. возвести в Париже две триумфальные арки - памятники славы французского оружия - Наполеон избрал для этих целей два места: площадь Карусель и начало улицы Сен-Антуан. Второе место было выбрано не совсем удачно - после постройки арка значительно бы затруднила движение, и, в конце концов, строительство было перенесено на заставу Звезды (с 1970 г. площадь Шаpля де Голля), в самое начало Елисейских полей - любимого места для прогулок горожан.

Первый камень в основание арки был заложен 15 августа 1806 г. Строительство было поручено архитектору Ж.Ф. Шальгрену. После смерти Шальгрена в 1811 году его  приемник Густ продолжил работу, которая была приостановлена в 1814 г. после крушения Империи, в то время, когда арка достигала уже около двадцати метров в высоту. Постройка была завершена только при короле Луи-Филиппе. Торжественное открытие арки состоялось 29 июля 1836 г. Высота арки 50 м., ширина 45 м.

Арка украшена ансамблем рельефов работы известных французских скульпторов, изображающих знаменательные события революционных и наполеоновских воин:  "Выступление волонтеров, 1792" - знаменитая "Марсельеза" Ф. Рюда (1784-1855); Похороны генерала Марсо; Триумф 1810 года в честь подписания Венского мирного договора; Сражение при Абукире; Сражение при Аустерлице; Сопротивление; Аркольский мост; Мир - аллегорическая композиция; Взятие Александрии; Сражение при Жеммапе.

На внутренних стенах арки выбиты фамилии 558 генералов - участников сражений революционных и наполеоновских войн.

Арка служит местом обозрения города. Под центральным сводом находится могила неизвестного солдата. Отсюда начинаются военные парады.

В 1840 году под аркой проходила траурная процессия, провожающая доставленный в столицу прах Наполеона I. В 1885 г. в течение суток Триумфальная арка была затянута черным крепом в знак траура по сыну наполеоновского генерала, великому французскому писателю Виктору Гюго.

Под ней же неоднократно проходили процессии, сопровождавшие в последний путь президентов Франции.

Пантеон

В 1744 году тяжело заболевший Людовик XV дал обет построить в честь Св.Женевьевы новый храм. Строительные работы по проекту архитектора Ж.Суфло начались в 1758 году и были закончены только в 1789 году при содействии Ж.Рон-деле. Революция превратила его в Храм Славы, предназначенный для погребения великих людей; Наполеон в 1806 году вернул здание во владение церкви, но это продолжалось только до 1885 года, когда за Пантеоном снова утвердилось назначение, данное ему в годы Революции - усыпальницы великих людей Франции. Суфло выбрал для этого здания чистый классический стиль - возврат к античности,  что выразилось прежде всего в его грандиозных пропорциях: 110 м в длину и 83 м в высоту. Лестница перед входом в храм ведет в "pronaos" (портик) с 22 колоннами, которые поддерживают фронтон.

На фронтоне скульптурный аллегорический сюжет работы Давида д"Анжера 1831 года, представляющий Францию между Свободой и Историей; ниже можно прочесть знаменитую надпись: "Великим людям - благодарная Родина". Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом, напоминающим купол собора  Св.Пав-ла в Лондоне (архитектора Кристофера Рена): здесь также барабан купола окружен кольцом коринфских колонн. Интерьер - в форме греческого креста с куполом, который поднимается до перекрестья трансепта, поддерживаемого четырьмя пилонами; возле одного из них - гробница Жана-Жака Руссо.

Стены украшены фресками, из которых наиболее известны сцены из жизни Св.Женевьевы, исполненные Пюви де Шаванном. Крипта,  которая находится под церковью, хранит прах многих знаменитых людей: здесь гробница Виктора Гюго (помещена сюда в 1885 году), а также гробницы Эмиля Золя, Вольтера, самого Суфло, Карно и Мирабо. 425 ступеней ведут на вершину со-бора, откуда открывается великолепная панорама города.

Пляж

В 2001 году был создан пляж на берегу реки Сены. Как и на всяком приличном пляже, на парижском песке стоят лежаки, а по вечерам устраиваются живые концерты.

На самом популярном пляже в Париже - Paris Plage есть и развлечения. В их числе - батуты, концертная сцена и выставка костюмов. Также на пляже возведено несколько новых фонтанов.

Дополнительно построены бассейн 3,5 фута глубиной, души, раздевалки, а также автоматы по продаже купальников за 5 евро. Бассейн вмещает 200 человек, специальные зоны выделены для детей.

Пляж, расположенный между мостами Искусств и Сюлли, растянулся на три с половиной километра вдоль закрытой магистрали на правом берегу Сены. Пляж поделен на три основные зоны: песчаный пляж, травяной пляж, пляж с деревянным покрытием. Все зоны оборудованы аттракционами и спортивными площадками. Посетители смогут залезть на стену для скалолазания, посетить уроки тай-цзы, курсы рисунка, библиотеку на открытом воздухе, где им будут предложены книги на нескольких языках.

Спортивная зона, расположенная напротив здания городской администрации, оборудована площадкой для пляжного волейбола, бадминтона и площадкой для игры в фрисби - "летающую тарелку". На пляже около Pont de Sully также проходят концерты поп - и рок-музыки, шансона, джаза и классической музыки.

Елисейские поля

Первоначально этот обширный район, который простирается до западных границ площади Согласия, был заболоченным местом; после его осушения Ленотр в 1667 году создал широкий проспект, получивший название "Гран-Кур", с 1709 года - Елисейские поля, которые от дворца Тюильри поднимаются к Площади Звезды, в настоящее время Площадь Шарля де Голля.

В начале проспекта находится известная скульптурная группа "Кони Марли" - произведение Гийома Кусту. С этого места и до "Рон-Пуан" (" Круглая площадь") Елисейских полей по обе стороны проспекта простирается прогулочный парк. Во времена Второй империи Елисейские поля стали огромным салоном Парижа, местом встреч, жилым районом для наиболее влиятельных и известных лиц города.

Если сегодня Елисейские поля и лишились своего аристократического блеска, они, тем не менее, не утратили ни своей красоты, ни своей элегантности: роскошные модные магазины, кинотеатры, дорогие рестораны, офисы крупных авиакомпаний идут чередой вдоль широких тротуаров, всегда заполненных парижанами, туристами, огромной многоязычной толпой.

Версаль

Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик ХIII приказал построить там небольшой охотничий замок, который в дальнейшем был расширен и реконструирован Людовиком XIV. Свой современный вид замок приобрел в 1690 году после долгих и масштабных работ под руководством таких архитекторов, как Лево, Ардуэн-Мансар и Ленотр, который в основном занимался планировкой грандиозных садов. В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля, когда Людовик XIV перевел сюда правительство, чтобы иметь возможность держать в своих руках знать.

Люксембургский сад и дворец

Люксембургский сад, примыкающий к южной части Латинского квартала, занимает территорию в 23 га. Нынешняя планировка сада формировалась в течение нескольких десятилетий и, в отличие от Тюильри, не носит регулярного характера. Главной достопримечательностью сада является ансамбль Люксембургского дворца. В начале 17 в. Мария Медичи приобрела отель Люксембург (Малый Люксембургский дворец) и поручила архитектору де Броссу пристроить к нему дворец тосканского типа. До Великой французской революции дворец оставался королевской резиденцией. В настоящее время в Люксембургском дворце проводятся заседания французского Сената. Ренессансный стиль

Люксембургского дворца отмечен влиянием флорентийской архитектуры. Внутренние помещения богато украшены росписями и скульптурным декором. Центральный купол библиотеки расписан художником Эженом Делакруа. Серия картин, выполненных для Люксембургского дворца великим живописцем Рубенсом, ныне хранится в Лувре. В прошлом веке на территории Люксембургского сада был построен водоем и сооружены террасы. В северо-восточной части сада, рядом с Большим Люксембургским дворцом, находится знаменитый фонтан Медичи, приписываемый де Броссу, и памятник Эжену Делакруа. В 1956г. в этой части сада был сооружен монумент в память студентов, павших в годы Сопротивления.

Аллеи Люксембургского сада украшены скульптурами, среди них группа Далу Триумф Силена, памятники поэтам Полю Верлену и Шарлю Бодлеру, композитору Массне, критику Сент-Бёву, живописцу Антуану Ватто, писателям Гюставу Флоберу и Стендалю. Сенат, нижняя палата французского Парламента, состоит из 283 членов, избираемых на 9 лет. Члены Сената избираются коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников. Состав Сената обновляется на одну треть каждые три года.

Музей Пикассо

Музей Пабло Пикассо находится в особняке XVII века отеле "Sale". Монументальная лестница, украшенная скульптурным декором братьев Марси и Мартина Дежардан, представляет самую блестящую часть интерьера.

Французское государство, которое, заплатив права наследования, получило значительное количество работ Пикассо после его смерти, поместило их в этот особняк.

Коллекцию уникальнейшего в мире музея "этого монстра живописи" представляют сразу 203 картины, 158 скульптур, 29 барельефов, 88 статуэток, 15 коллажей, около 1500 рисунков, тридцать блокнотов с рисунками и 1600 эстампов.

Коллекция была пополнена в 1986 г. после смерти супруги художника (Портрет Жаклины со скрещенными руками, 1954). В 2000 г. фонд музея пополнился работами друга Пикассо, фотографа Брассая. Временные выставки проходят на 3-ем этаже музея. Согласно пожеланию художника, на втором и третьем этажах представлены некоторые работы из его личной коллекции: Рубенс, Кайботт, Руссо.

Хронологический просмотр позволит познакомиться с молодым Пикассо, прибывающим в Барселону без единого су, рисующего своих компаньонов в бистро, и проследить наиважнейшие события, отметившие его искусство: открытие кубизма, этапы неоклассицизма и реализма до неистового барокко его Великих "Ню".

Сент-Шапель

Из дворца Правосудия через сводчатый переход можно попасть в Сент-Шапель - жемчужину готической архитектуры. Эта капелла построена по заказу Людовика IX для хранения реликвии - Тернового венца. Король купил эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. По-видимому, создателем Капеллы был Пьер де Монтеро, построивший также церковь Сен-Жермен-де-Пре. В этом случае он решил построить две церкви - одну над другой, и обе они были освящены в 1248 году. Нижняя церковь служит как бы высоким основанием для всей конструкции, от нее поднимаются вверх колоссальные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками. Крутая наклонная крыша украшена легкой, изящной мраморной балюстрадой, и этот изысканный элемент архитектуры венчается ажурным, устремлённым ввысь шпилем высотой 75 метров. По обеим сторонам фасада возвышаются ещё две башни со шпилями; перед фасадом - портик, над которым большое окно-розетка, датируемое XV веком с сюжетами из Апокалипсиса. В целом вся конструкция отличается лёгкостью: структурные элементы обретают характер нематериальности, производят впечатление, что вся архитектура перестаёт существовать и остаются только огромные витражные окна.

Площадь Согласия

Была оформлена в 1757-1779 гг. По проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля на территории, представленной городу королём в 1743 году. Первоначально она была посвящена Людовику XV, конная статуя которого возвышалась в центре площади. Этот памятник - произведение Бушардона и Пигаля - был уничтожен во время Французской революции. На его место водрузили гильотину, под нож которой попали головы многих политических деятелей того времени: от короля Людовика XVI до королевы Марии - Антуанетты, от Дантона до мадам Ролан и Робеспьера.

Она стала Площадью Согласия в 1795 году и получила свой окончательный современный вид в 1836-1840 гг. Под руководством архитектора Гитторфа. В наши дни в центре площади возвышается египетский обелиск из Луксора, подаренный в 1831 году Луи-Филиппу египетским пашой Мухаммедом Али и установленный в 1836 году. Он имеет 23 м в высоту и украшен иероглифами, которые знаменуют славные деяния фараона Рамзеса II. Восемь статуй - символов главнейших городов Франции - возвышаются по углам площади.

Отель-Де-Виль

В центре обширной площади, которая в течение пяти столетий служила местом публичной казни, стоит старинный и величественный Отель-де-Виль. В настоящее время здесь размещается городской Муниципалитет. Раньше, в XVI веке, на этом месте находилось здание, построенное зодчим Доменнико да Кортона, но оно сгорело в пожаре 1871 года, во время сражений, которые привели к падению Коммуны. Современное здание построено в том же стиле по проекту архитекторов Деперта и Баллю в 1882 году. Весь комплекс с его павильонами, увенчанными куполами в форме усечённых пирамид, и с множеством статуй, расставленных повсюду, без сомнения внушителен и оригинален. Действительно, на четырёх фасадах насчитывается 136 статуй, а на террасе крыши - статуя Этьена Марселя - главы гильдии парижских купцов, зачинщика беспорядков, которые сотрясали Париж в XIV веке. В течение столетий здание было свидетелем важнейших исторических событий.

Наиболее трагическое из них приходиться, пожалуй, на утро 27 июля 1794 года - день, который по новому календарю, введённому республиканцами, был назван Девятым днём Термидора. Робеспьер - "Неподкупный" - запёрся в ратуше со своими соратниками, пытаясь избежать угрозы гражданской войны, которая, как он был уверен, должна была внести разброд во фракциях, появившихся в республиканской организации. Когда солдаты Конвента ворвались в комнату, Робеспьер пытался выстрелить себе в горло из пистолета, но он только ранил себя в челюсть. Он был схвачен и утром следующего дня казнён.

Музей Д`Орсэ

"Самым прекрасным музеем Европы" называет этот музей пресса. Он стоит на левом берегу Сены, на месте бывшего здания Суда Счетов, разрушенного во времена Парижской Коммуны. В 1898 году Компания железных дорог Париж - Орлеан поручила архитектору Виктору Лалу строительство вокзала д"Орсэ. Работы двигались очень быстро (они заняли менее двух лет), и новый вокзал был готов как раз ко времени открытия Всемирной выставки 1900 года. Лалу соорудил огромный центральный неф 135х40 м, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил не только 16 платформ, но также рестораны и уютный отель на 400 номеров. С 1939 года вокзал д"Орсэ был заброшен, и переживал период длительного упадка, грозящего его сносом, несмотря на неоднократные попытки спасти его: Орсон Уэллс снимал здесь фильм "Процесс", актер Жан-Луи Барро основал свою компанию.

В 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, какого еще не было в Париже - музей, способный вместить полвека искусства: со времен Второй Империи до начала кубизма. Идеальное соединительное звено между Лувром - храмом классического искусства и Центром Помпиду - храмом современного искусства. Работы по переоборудованию вокзала, которые начались в 1978 году, были поручены группе АСТ, а внутренняя отделка - архитектору-женщине из Италии Гае Ауленти.

В настоящее время в музее на площади более 45.000 кв.м выставлено более 4.000 произведений искусства, включающих живопись, скульптуру, графику, мебель. На нижнем этаже находится живопись, скульптура и декоративное искусство 1850-1870 гг., среди которых произведения Энгра, Делакруа, Мане, Пюви де Шаванна и Гюстава Моро; на верхнем этаже представлена живопись импрессионистов - Моне, Ренуара, Писсарро, Дега, Мане; собрания Персонна, Гаше и Гийомина, а также постимпрессионистская живопись с шедеврами Сера, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Гогена, Ван Гога и группы "Наби" (Боннар, Вюйар, Валлот-тон); и наконец, на промежуточном этаже представлено искусство с 1870 по 1914 гг.: официальное искусство III Республики, символизм, академическая живопись и декоративное искусство "Ар нуво", представленное Гимаром, Галле и школой Нанси.

Лувр

Лувр ведёт свою историю с XIII века, когда Филипп-Август для оборонительных целей построил мощную крепость вдоль Сены, которая занимала четверть современного "Cour Carre", что означает "квадратный двор". Не будучи тогда королевской резиденцией (так как король предпочитал жить на острове Сите), крепость за своими неприступными стенами хранила королевскую казну и архивы. В XIV веке Карл V - Мудрый, сделал крепость более пригодной для жилья, превратив её в свою королевскую резиденцию, и среди прочих нововведений заказал строительство Библиотеки, получив вследствие этого эпитет "Мудрый", с каким он и вошёл в историю.

После его правления Лувр долгое время не использовался в качестве королевской резиденции. В 1546 году, по заказу Франциска I, архитектор Пьер Леско внёс большие конструктивные изменения в прежний проект в соответствии с требованиями Ренессанса. С этой целью Леско снёс старую крепость и на её фундаменте воздвиг новый дворец. Работы были продолжены при Генрихе II, раненного на турнире, его вдова Екатерина Медичи поручила архитектору Филиберу Делорму строительство дворца Тюильри, с тем, чтобы присоединить его к Лувру с помощью большой галереи, идущей по  направлению к Сене.

Работы, прерванные на какое-то время в связи со смертью Делорма, были продолжены и закончились уже при Генрихе IV с постройкой Павильона Флоры. При обоих Людовиках - XII и XIV, продолжалось постоянное расширение здания, закончившееся постройкой Восточного фасада с колоннадой, а также окончательным формированием Квадратного двора, обильно украшенного декоративной скульптурой и ставшего наиболее эффектной частью так называемого "Старого Лувра". В 1682 году, когда королевский двор был перенесён в Версаль, все работы были прекращены, и Лувр пришёл в такое состояние упадка, что в 1750 году речь шла о его сносе. Надо сказать, что парижские женщины - торговки буквально спасли здание от разрушения, когда они двинулись маршем на Версаль.

Все работы по строительству Лувра были вновь возобновлены Наполеоном: при нём архитекторы Персье Фонтэн начали строительство северного крыла, которое было закончено уже в 1852 году при Наполеоне III, поставившем себе целью завершить все работы в Лувре. После пожара в мае 1871 года, который был причиной гибели дворца Тюильри, Лувр приобретает облик, который он имеет и по сей день. Собрание книг в библиотеке, основанной Карлом Мудрым, было безвозвратно утеряно, но в XVI веке Франциск I стал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир. Оно было существенно пополнено при Людовике XIV, а после смерти последнего Лувр стал местом регулярного проведения выставок живописи и скульптуры. И, наконец, 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция значительно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побеждённых наций дани в виде произведений искусства.

В настоящее время каталог музея насчитывает 400.000 экспонатов, которые можно распределить по различным направлениям: от древнегреческих, египетских и римских- до современной; от прикладного искусства, куда входит и королевская коллекция драгоценностей, - до обширных собраний живописи.

Сен Жермен Де Пре

В сутолоке живописных, оживленных улиц квартала Сен Жермен Вы можете найти самую древнюю церковь Парижа - церковь Сен Жермен де Пре, которую неоднократно разрушали и грабили норманны, но которая всегда восстанавливалась в строгих линиях ранней романской архитектуры (XII в). В этой церкви усыпальницы известных исторических личностей Декарта и польского короля Яна-Казимира.

Центр Жоржа Помпиду (БОБУРГ)

В 1969 г., будучи президентом, Жорж Помпиду решил создать большой культурный центр в районе, известном под названием Плато Бобург. Был объявлен международный конкурс, и лучшим был признан проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Торжественное открытие центра Жискаром д`Эстеном состоялось 31 января 1977 г. Здание, называемое часто "городской машиной", занимает площадь 100000 кв.м., на трех верхних этажах Центра расположен Национальный музей современного искусства. Метро Rambuteau, hotel de Ville. Часы работы с 11:00 до 21:00, кроме вторников.