Самарканд

Один из самых известных городов Узбекистана, Самарканд насчитывает более 2750 лет своей насыщенной истории. Древний Афросиаб (руины которого Вы можете увидеть на северной окраине современного Самарканда), город Мараканда (столица легендарной Согдианы), Самарканд - все это разные имена одного великого города.

Как и пристало быть столице огромной империи Тамерлана, Самарканд великолепен. Грандиозная площадь Регистан давно стала главной достопримечательностью города, но далеко не единственной: мавзолей Гур-Эмир, где под нефритовым надгробием покоится известный завоеватель Амир Тимур; одна из самых больших в мусульманском мире мечеть Биби-Ханум; мечеть Хазрат-Хызр, откуда с возвышения открывается потрясающий вид на основные достопримечательности Самарканда, комплекс Шахи-Зинда, обсерватория Улугбека и еще целый ряд значительных архитектурных и исторических памятников неизменно привлекают в Самарканд большое количество ценителей Восточной культуры.

  • Ковровая фабрика «Худжум»

    У многих слово «Восток» ассоциируется с каким-то общим понятием мудрости, неторопливости, вечности и загадочности, свойственным разве что самому Времени. На бытовом уровне Восток ассоциируется со многими предметами искусства, одним из которых является изумительный восточный ковер. За свою многотысячелетнюю историю настоящий восточный ковер почти утратил свое прямое назначение - утеплять жилище. Зато второе его назначение, декоративное, возросло. Ковер идеально подчеркнет хороший вкус хозяина дома и будет символизировать о достатке. Настоящую вещь видно сразу, она вызывает восхищение, словно светясь какой-то особой энергией. Так оно и есть на самом деле, ведь настоящий восточный ковер изготавливается вручную не один год и получает за это время мощную энергетическую подпитку, растекающуюся по всем элементам узора и прочно въедающуюся в каждую нить.

    В наше время не так много фабрик, где изготавливают настоящие восточные ковры, а уж мастеров, сохранивших все секреты своего дела в неизменном виде, можно сосчитать по пальцам. Тем не менее одно из таких мест вполне свободно можно посетить, став свидетелем создания очередного шедевра.

    В Самарканде сохранилось уникальное производство по старинным технологиям, секреты которых передавались из века в век, от учителя к ученику. Если Вы желаете наглядно понять, почему ручная работа стоит весьма недешево, - добро пожаловать на Самаркандскую ковровую фабрику «Худжум». Ковровая фабрика, являющаяся важной достопримечательностью Самарканда и Узбекистана в целом, предоставляет возможность как ознакомиться с работой мастериц, которые ткут ковры вручную, так и выбрать понравившееся изделие из шелка и купить ковер из первых рук. Не покидая пределов фабрики, можно пронаблюдать все этапы производства великолепных шелковых ковров, начиная от размотки кокона тутового шелкопряда. Все необходимые операции производятся вручную с использованием лишь самых примитивных приспособлений. За станками работают только девушки, которые вкладывают всю свою душу в каждый узелок шелковой нити, ряд за рядом создавая будущий ковер. На изготовление одного ковра в среднем уходит год, но это лишь приблизительный срок, который зависит от размеров и сложности узора.

    Немалую роль в этом играет и количество узелков на квадратный сантиметр. Чем сложнее рисунок и больше плотность узлов, тем изысканнее и ценнее ковер. Все ковры на фабрике «Худжум» абсолютно натуральны: даже шелковые нити окрашиваются вручную исключительно природными красителями, получаемыми из кожуры грецкого ореха, гранатовых корок и стеблей аспарагуса. Окрашенные таким образом нити долго сохраняют свой цвет и даже приобретают со временем некоторую золотистость. Рисунки типовых ковров, производимых на фабрике, разнообразны, но выполняются с использованием различных вариаций национального орнамента, что делает их уникальными и в то же время подчеркивает принадлежность к среднеазиатской школе коврового плетения. Как и в древности, рисунок ковра несет определенную информацию, которую знающий человек может считывать так же легко, как и с книги. Как правило, ковры здесь ткут под заказ, так что у Вас есть возможность заказать ковер ручной работы - индивидуальный ковер-картину (с картины или фотографии), соответственно, по эксклюзивной цене. Ведь настоящее произведение искусства и не может стоить дешево! Можно также выбрать понравившийся готовый ковер, привезя домой уникальное ковровое изделие на долгую память о Самарканде.

    В любом случае, посещая картинную галерею, большинство ставит перед собой цель не завладеть каким-либо полотном, а насладиться его великолепием, пополнить пещеру сокровищ своего внутреннего мира. Так и с фабрикой «Худжум», посещение которой позволит украсить эту пещеру теплом орнамента восточных ковров, что сделает ее еще более уютной и богатой.

  • Мавзолей Гур-Эмир

    Гур-Эмир ("гробница эмира", "могила повелителя") - усыпальница Тимуридов, шедевр зодчества Средней Азии, место захоронения Амира Тимура, двух его сыновей - Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека, а также духовного наставника Тимура, мусульманского шейха из Медины Мир Сейид Береке и некого Шаха-Ходжа. Гур-Эмир - мавзолей, чья постройка связана с внезапной кончиной во время военного похода 27-летнего Мухаммед-Султана, внука великого Амира и наследника престола.

    Строительство Мавзолея началось в 1403г. по повелению Тамерлана на месте ансамбля, возведенного на рубеже XIV-XV вв. царевичем Мухаммед-Султаном на юго-востоке средневекового Самарканда. Комплекс тех лет включал в себя самое древнее среднеазиатское медресе, минареты и ханаку, служившую резиденцией царевича. До наших дней сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. По тому, какие здания входили в архитектурный ансамбль Мухаммед-Султана, ясно, что здесь задумывалось возведение центра исламского образования, но никак не погребального комплекса. Однако после смерти Мухаммед-Султана Тимур придал иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.

    Над склепом, в котором был похоронен Мухаммед-Султан, возвели купол с мозаичной облицовкой невероятной красоты, нижнюю часть стен выложили из мрамора с лазурным и золотым покрытием. Но Тамерлану не понравилось возведенное здание - сооружение было разобрано, а на его месте началось строительство еще более грандиозного монумента. Гур-Эмир. Узбекистан, CамаркандВ 1405 году во время похода на Китай в Отраре умирает от воспаления легких Амир Тимур. Несмотря на наличие заранее построенного великолепного мавзолея в Шахрисабзе, родном городе Тимура, похоронили его рядом с внуком - в Гур-Эмире.

    Строительство сооружения было продолжено, и мавзолей стал семейным склепом династии Тимуридов во время правления другого внука Тимура - выдающегося ученого Улугбека, который, как упоминалось ранее, был также похоронен в Гур-Эмире. На надгробии Улугбека высечена надпись с упоминанием, что он пал от рук собственного сына. Абдуллатиф, наследник Улугбека, отдал своего знаменитого отца на растерзание представителям реакционного духовенства, а, получив во время путешествия в Мекку для свершения хаджа известие о его трагической кончине, даже не поинтересовался, что стало с телом отца. Улугбек же был зверски замучен, а тело великого ученого закопали на кладбище в селении, где он был жестоко убит. Прах Улугбека перенесли в Гур-Эмир гораздо позже по распоряжению правителя Мавераннахра, пришедшего к власти после Абдуллатифа, сына-изменника. Улугбека похоронили со всеми почестями, одев в нижнее белье из шелковой ткани, как человека, погибшего насильственной смертью.

    Однокупольное восьмигранное здание мавзолея представляет собой яркий пример нового синтетического стиля центрально-азиатской архитектуры начала XVв. В восхитительном оформлении мавзолея нашли отражение величайшие достижения зодчих всего Среднего Востока. Необыкновенной мощью, достигнутой при помощи необычной луковичной формы, веет от рифленого купола мавзолея, чья громадная ярко-синяя шапка с глубокими розетками и белыми вкраплениями затмевает собой основной архитектурный остов - барабан в форме цилиндра под куполом и восьмигранное сооружение. На внешней стороне купола 64 грани, которые говорят о количестве прожитых пророком Мухаммедом лет.Гур-Эмир. Узбекистан, Cамарканд Такой же купол был построен в Санкт-Петербурге в 1913г. на Кронверкском проспекте рядом с Петропавловской крепостью на мечети, сооруженной под руководством Эмира Бухарского. Художник-архитектор Николай Васильев и академик архитектуры Александр фон Гоген повторили форму купола гробницы Гур-Эмир. Других аналогов купола в мире не существует.

    Для композиции мавзолея характерны основательность и изумительная выразительность, которые подчеркиваются грандиозными размерами и живописностью пространственных форм. Украшение на стенах мавзолея усиливают ощущение торжественности: основание снизу покрыто мраморной панелью, над которой на фоне кирпичей терракотового цвета выложен голубыми и белыми плитами эпиграфический орнамент, а искусные узоры и надписи работы Мухаммада ибн Махмуда Исфахани украшают почти трехметровый барабан.

    Внутренняя отделка также поражает своей монументальностью: для увеличения пространства мастера сделали ниши в форме креста. Роскошь декоративного покрытия, насыщенность синего и золотого цветов на высокой панели из оникса светло-зеленого цвета приковывает взгляд. Карниз из мрамора, установленный над панелью, декорирован искусной росписью. Стены выполнены в виде огромного алебастрового панно с узором из звезд, купол и арка ослепляют красотой рельефных выступов из покрытого цветочным орнаментом папье-маше. Деревянные двери, установленные при входе в мавзолей еще при Улугбеке, украшает великолепная тончайшая резьба. Мраморная решетка, украшенная орнаментами, и декоративные каменные надгробия прекрасно гармонируют с внутренним великолепием мавзолея.

    Еще при Улугбеке на могиле Тимура установили надгробную плиту из красивого нефрита, которую привезли из Моголистана. Камень этот являлся троном потомка Чингисхана - Кабек Хана. На надгробии высечена знаменитая надпись-предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

    Гур-Эмир стал прототипом мавзолеев Хумаюна в Дели и Тадж-Махала в Агре - знаменитых памятников эпохи Великих Моголов, построенных правящей династией Северной Индии, являющейся потомками Тамерлана. Гур-Эмир по праву можно считать не просто гробницей великой династии, а дворцом - слишком много труда, сил и средств было вложено в строительство великолепной усыпальницы.

    Легенды

    Каждый памятник, находящийся на территории древнего Самарканда, имеет свою неповторимую историю. Однако с каждым из них связано и множество тайн и легенд. Гур-Эмир не является исключением: у него есть свой список преданий, относящихся к разным эпохам.

    Так, например, множество легенд связано с надгробным камнем на усыпальнице Амира Тимура. В 1740г. темно-зеленая нефритовая плита была вывезена иранским завоевателем Надир-шахом и установлена в качестве ступени перед его троном. С этого самого мгновенья на голову иранского правителя и его подданных обрушилась волна несчастий. И только после долгих уговоров советников Надир-шах приказал вернуть камень на место. Однако по дороге в Самарканд камень уронили, и он раскололся на две части.

    Еще одна таинственная история произошла гораздо позже. В июне 1941г. решением правительства Узбекистана был вскрыт склеп в Гур-Эмире. После проведенной экспертизы ученые установили, что в мавзолее на самом деле покоятся забальзамированные тела мужчин династии Тимуридов: Тамерлан, его сыновья и внуки. Останки Амира Тимура были найдены в гробу из арочного дерева. Мухаммед-Султан также был захоронен в деревянном гробу, остальные тела находились в саркофагах. М. М. Герасимов, известный антрополог-реставратор, исследовав черепа Тимуридов, смог представить миру их портреты. Было установлено, что рост Тимура составлял 180 см, что делало его гигантом среди людей того времени, и он сильно хромал при ходьбе.

    Несомненно, научная ценность исследования гробницы была огромна, но... Все вспомнили о проклятии Тамерлана: ранним утром 19 июня 1941г. археологами была вскрыта гробница, а через два дня началась Великая Отечественная война. Что это - мистика или кара грозного Амира Тимура? Предание гласит, что в усыпальнице был заключен злой дух войны, который был выпущен на свободу археологами, что и привело к ужасным последствиям. О событиях, связанных со вскрытием гробницы, в 2004г. был снят научно-популярный фильм «Тайна гробницы Тимура. Проклятие Тамерлана». А в знаменитом блокбастере “Ночной дозор” Тимур Бекмамбетов упомянул и о мавзолее Гур-Эмир, и о меле судьбы, который был найден в деревянном гробу Тамерлана во время тех самых раскопок 1941г.

  • Мечеть Биби Ханум

    Одна из наиболее грандиозных мечетей всего мусульманского мира, самая большая мечеть в Средней Азии, огромный комплекс, внушающий благоговение и при этом таинственный страх грандиозной высотой стен и в то же время заставляющий трепетать от своего великолепия, - все это об архитектурном памятнике Биби Ханым.

    Название «Биби-Ханым» («Биби-Ханум») - потрясающей соборной мечети, предстающей взору с холма Афросиаб, - переводится буквально как «старшая принцесса» (или «старшая жена»). Биби Ханым иначе называли еще пятничной мечетью Самарканда - сюда приходили тысячи мужчин-мусульман для совершения таинства намаза.

    Существует великое множество легенд о том, как появилась эта удивительная мечеть, богато украшенная изразцами, росписями и резным мрамором. Но историки все же придерживаются мнения, что Биби Ханым была построена по приказу Амира Тимура сразу после его возвращения из Индии, где он одержал победу, и названа в честь любимой жены Тамерлана.

    Строительство началось 4 мая 1399 года на месте, которое лично выбрал сам повелитель. К работе приступили самые талантливые мастера и ремесленники того времени. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, а в горах, не покладая рук, трудились над обработкой камня и поставкой его в Самарканд еще 500 человек. Чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов. Неудивительно, что мечеть была построена за рекордно короткий для того времени срок - пять лет. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби Ханым, которые сравнивали с красотой небес, а арку портала - с Млечным Путем. Тем не менее, Амиру Тимуру сооружение не понравилось. В порыве гнева он приказал арестовать Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Дисельда - вельмож, руководивших строительством.

    Множество построек, из которых мечеть состояла изначально, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. С восточной стороны прямоугольного внутреннего двора располагался пештак - главный входной портал высотой 33,15 метра и шириной 46 метров. Напротив портала в центре комплекса стояла главная мечеть, вход в которую был украшен двухстворчатыми воротами, вылитыми из семи сплавов, резными мраморными плитами и искусно выполненной облицовкой. По углам мечети выстроили четыре высоких многоярусных минарета. В центре двора вырыли глубокий колодец и перекрыли его каменной плиткой с отверстием для стока воды (ташнау).

    Мечеть Биби Ханым задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. Глубокие фундаменты из рваного камня и кирпичные стены не спасли Биби Ханым - еще при жизни Тимура здание стало разрушаться, и на головы молящихся сыпались камни из потрескавшегося купола.

    Сейчас из всего комплекса можно увидеть только пять уцелевших построек: портал, большую мечеть в глубине двора, две малые мечети и минарет. Кроме того, центр двора до сих пор украшает огромный мраморный пюпитр для священного Корана, изготовленный при Улугбеке.

    Но благодаря кропотливой работе историков, археологов и искусствоведов мы имеем возможность представить первоначальный облик Биби Ханым.

    Тончайшие геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты, а также майолика в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаикой украшают здание мечети. На внутренней части купола были позолоченные изделия из папье-маше, а на стенах - орнаментальная роспись по штукатурке. Малые мечети имеют более скромный декор - сделано это было намеренно, чтобы более выгодно подчеркнуть значимость основного здания.

    В 1968 году начались работы по реставрации комплекса Биби Ханым, но почти полностью восстановленное сооружение жители и гости Самарканда смогли увидеть только к началу туристического сезона 2003 года.

    Вновь была отстроена разрушенная примерно наполовину своей высоты арка главного портала. Нижнее мраморное обрамление осталось оригинальным, и старая облицовка видна сразу - она темнее. Так же, как и на главной мечети, первоначальный орнамент которой темнее, чем современная реконструкция, составляющая 90%. Частично сохранившийся северо-западный минарет был полностью облицован, а три других минарета восстановили, построив заново и облицевав. При этом высота вновь возведенных минаретов меньше той, что была у построенных мастерами в XV веке. Также полностью были восстановлены купол главной мечети и купола боковых мечетей. Сегодня восстановительные работы в Биби Ханым продолжаются.

    В Гузарском переулке, через дорогу от мечети, находится оригинальный памятник - восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом. У этого здания нет главного фасада, и судя по изразцовому и расписному декору, мавзолей был пристроен к мечети Биби Ханым. Обрамление мавзолея свидетельствует, что его возвели в одно время с мечетью. В просторном склепе на полу размещены мраморные саркофаги. Когда в 1941 году саркофаги были вскрыты, в них обнаружили останки двух богато одетых женщин среднего возраста. Возможно, что одна из них и была Сарай Муль Ханым, она же - Биби Ханым.

    Отдельно хочется отметить базар, находящийся возле мечети Биби Ханым. Спустя 600 лет он не утратил своего колорита и все так же продолжает жить своей неповторимой жизнью восточного базара.

    Помимо общепринятой версии о строительства мечети по приказу Тамерлана, существует еще множество легенд, которые по сей день воспринимаются как красивые восточные сказки. Одна из легенд гласит, что медресе Биби Ханым строилось в честь матери жены Амира Тимура и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при этом великом правителе. Эта легенда берет свое начало из дневника испанского путешественника Руи Клавихо, написавшего, что Тимур приказал построить великолепное сооружение во славу матери Сарай Мульк Ханым, которую Клавихо называл Каньо. Эта версия имеет право на существование, ведь слово «биби» имеет еще и значение «мать».

    Есть еще одна красивая легенда о том, как был построен этот великолепный комплекс. В ней говорится, что красавица Биби Ханым, любимая жена великого Тимура, решила удивить мужа, построив к его возвращению из очередного военного похода, прекрасную мечеть, по сравнению с которой меркли бы красота и величие всех других мечетей. Она пригласила самых лучших мастеров со всего света, которые тут же приступили к работе. Были сооружены минареты, вокруг обширного двора выросли белые мраморные колонны, а голубой купол неописуемой красоты затмевал собой небесный свод. Лишь арка оставалась недостроенной, когда эмир уже приближался к Самарканду. Но юный архитектор не торопился достраивать здание, ведь это означало неизбежную разлуку с Биби Ханым, которую он горячо любил со всей пламенностью молодого сердца. Биби Ханым была в гневе, требуя закончить строительство в назначенный срок. Тогда молодой человек согласился достроить мечеть, но при одном условии: если царица разрешит поцеловать себя.

    Биби Ханым вначале потеряла дар речи от дерзости влюбленного, но будучи мудрой женщиной, она прибегла к хитрости и стала предлагать ему любую придворную красавицу на выбор. Она убеждала его, что все женщины одинаковы, подобно раскрашенным яйцам, а для наглядности приказала почистить при нем целое блюдо с раскрашенными яйцами. Но влюбленный стоял на своем, говоря, что бокал с белым вином сможет обжечь все внутри жарким огнем, а бокал с водой не сделает ничего, пусть даже они и налиты в одинаковые сосуды и цвет у них одинаковый. Любовь - это и есть бокал с вином. Расстроенной царице пришлось сдаться. В момент поцелуя она заслонила щеку рукой, но жар любящего сердца был настолько силен, что прожег все преграды, и на розовой щечке царицы осталось небольшое пятнышко.

    Несколько дней спустя Тимур со своим войском вступил в город, и перед взором его предстали купола и минареты, поражающие своим величием. Но удивление и восторг от подарка прошли в ту же минуту, когда Тимур увидел на лице любимой жены след от поцелуя. Под его яростным напором царица призналась во всем. “Железный хромой” приказал найти мастера. Но юноша успел за это время сделать себе крылья и улететь в Мешхед.

    Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым - его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.

    А еще местные жители рассказывают старое поверье: если женщина долго не может забеременеть, то нужно обязательно прийти в Биби Ханым, прикоснуться к камням мечети и к тому месту, где лежал большой Коран, и помолиться. Неважно, на каком языке будет звучать молитва, главное - просить в ней познать счастье держать в руках собственное дитя. И желание обязательно сбудется, ибо за долгие века место это намолено и считается святым.

  • Мечеть Хазрат Хызр (Хазрет-Хызр)

    На юге городища Афрасиаб, на естественном террасовидном возвышении, к которому ведет крутая лестница, в XIX веке была возведена мечеть Хазрат Хызр (Хазрет-Хызр, Хазрат-Хызра), построенная на старинных фундаментах. Не самое древнее в Самарканде сооружение имеет, однако, давнюю и весьма интересную историю. Построена мечеть была на старинных фундаментах, и исторические письменные источники (а позже это подтвердили и археологи) говорят о том, что в XI веке здесь была возведена самая первая мечеть в Самарканде - “место нахождения мусульманских знамен”.

    Рядом с этой возвышенностью с незапамятных времен находились городские ворота, а возле них пролегал акведук Аргиз, снабжавший жителей Самарканда водой. Считалось, что Аргиз наполнен живой водой. По легенде, Куссам ибн Аббас, двоюродный брат пророка Мухаммеда, скрылся здесь от людей. Еще в доисламскую эпоху на место, где позже воздвигли мечеть Хазрат Хызр, люди приходили поклониться святому старцу Хызру - покровителю странников, исполнявшему желания достойных, посылавшему урожай и плодородие. Из поколения в поколение на протяжении нескольких тысяч лет передавалось предание о бессмертии, которого может достичь живое существо. Образ Хызра, созданный древними персами, а по прошествии времени распространившийся по всему мусульманскому миру, - аналог шумерского Гильгамеша, нашедшего источник бессмертия, но так и не обретшего его, бессмертных героев Древней Греции и вечно живущих горцев шотландского клана МакЛаудов, о которых в Голливуде был снят популярный кинофильм.

    Саму мечеть Хазрат Хызр построили в 1823 году. Согласно историческим документам, она входила в единый комплекс с мазаром Куссама ибн Аббаса. Мечеть отличается довольно высоким основанием с арочными нишами айвана. Крытый навес на колоннах, богато украшенный орнаментом, ведет в квадратную ханаку. В ней - михрабная ниша с направлением на Мекку посередине и двумя худжрами-кельями по сторонам. Панель ханаки разделена прямоугольными рамами. С востока в архитектурный комплекс мечети органически включается портал дарвазаханы с гулдастами и прекрасными резными воротами. Этот ряд замыкает стоящий отдельно восточный минарет. Стены мечети декорированы полихромной резьбой по ганчу, а купол украшает ажурная резьба в технике «часпак». На стены мечети нанесено множество дат, указывающих на время реставрации здания, - в основном они относятся к XIX-XX вв.

    Над михрабом ханаки есть надпись, указывающая на дату основной перестройки: ранний ремонт проводился в 1271 году хиджры (1854 г.). Ниже - следующая дата, которая говорит о времени отделки ханаки: 1302 год хиджры (1884 г.). В 1889г. здание дарвазаханы было пристроено ко входу с восточной стороны, к этому же времени относится и перестройка айвана. Дата на входных воротах - 1338 год хиджры (1919 г.) - указывает, когда был возведен восточный минарет. Над лестницей этого минарета сохранилась надпись «усто Абдукадыр, сын Баки Самарканди» - в честь строителя здания, под руководством которого усто Фатхулла производил работы по дереву, а усто Махмуд трудился над росписью.

    Легенда о Святом Хызре

    Помимо того, что именем Хызра названа одна из старейших мечетей Самарканда, Хызр -герой нескольких местных преданий. Множество людей до сих пор мечтают встретить его, искренно веря, что Святой Хызр принесет им удачу. Так что же за “зеленый свет” - а именно так переводится с арабского имя святого - окутывает Хазрат Хызра?

    Хызр довольно часто упоминается в преданиях об Александре Македонском, имя которого до сих, спустя вот уже более двух тысяч лет, остается популярным на Востоке. Так, есть предание о том, что во время перехода через Памир Македонский узнал от местных жителей, что высоко в горах Язгулема есть источник воды, дарующий бессмертие. Желая вкусить чудесный напиток, Александр отправил к источнику своего лучшего воина по имени Хызр. Силы небесные были добры к Хызру: источник открылся ему. Хызр утолил жажду, испив из волшебного источника, и наполнил водой, творящей чудеса, алабастр для своего хозяина. Но Александру не суждено было отведать чудесной воды - на обратном пути сосуд разбился.

    В знаменитом персидском эпосе поэта Фирдоуси "Шахнаме" ("Книга о царях", конец X - начало XI века) описана похожая история. Различаются легенды лишь в деталях: у Фирдоуси действие происходит на западе от границы обитаемого мира - там, где жили амазонки (хотя не исключено, что действие происходит в горах Памира); Хызр в «Книге о царях» - мудрый и почитаемый местный властитель, а Александр просит его о помощи в поисках источника, который находится за невидимым горным озером, чьи воды, "словно бездна", поглощают солнечный свет.

    Глубокоуважаемый в мусульманском мире образ Хызра везде обрел особые черты. Его сравнивают и с пророком Ильей (Камал-Уд-Дин Абуль Ганаим в "Суфийской терминологии"), и со Святым Георгием (Ат-Табари в "Хронике о пророках и царях").

    Хызра считают покровителем путешественников: по легендам, он путешествует по всему миру с неведомой миссией, данной ему Аллахом. Мусульманское духовенство свято верит: в 18-й суре Корана "Аль Кахф" ("Пещера"), когда пророк Муса (Моисей) встречается на "месте слияния двух морей" с Божьим Слугой, преподавшим Моисею урок о глобальном смысле явлений, речь идет именно о Хызре, хотя в Коране о нем нет никаких упоминаний.

    Евгений Бертельс, знаменитый советский востоковед, так написал о Хызре: "Происхождение этого образа до сих пор уточнить не удалось. Хотя несомненно, что он восходит к какому-то древнему божеству растительного мира, у которого под ногами все зеленеет и расцветает, но на это представление наслаивается множество других черт..."

    Другой авторитетный востоковед - академик Василий Бартольд - отметил, что легенды о Хызре тесно связаны с суфиями. Рассказывая о Хызре, суфии отмечают, что истории о нем иногда сплошь выдумка, потому что говорить о Хызре нельзя. Известно, что появляется он только тогда, когда в нем есть необходимость. Хызр может предстать перед любым человеком, но то, какую пользу человек извлечет из этой встречи, зависит только от чистоты его намерений.

    В представлении же простого народа Хызра - очень мудрый и при этом веселый старец, приносящий удачу, счастье и душевный покой. Верующие, мечтающие увидеть Хызра, обращают особое внимание на руки повстречавшихся им путников - по поверью, у Хазрат Хызра отсутствует фаланга большого пальца. Говорят, что Хызра можно встретить три раза в жизни, и прийти он может в любом обличье. Поэтому на Востоке, где и без того принято проявлять особое уважение и внимание к гостям, считается, что гостеприимство не может быть выборочным.

  • Обсерватория Улугбека

    Создателем одного из любопытнейших исторических памятников Самарканда, уникального сооружения - средневековой обсерватории, является Мухаммад Тарагай, более известный как Улугбек («Улуг» - великий, «бек» - правитель).

    22 марта 1394г. у прославленного Амира Тимура на свет появился внук - Улугбек. С самого раннего детства внук великого Тамерлана стремился к знаниям, проявляя особый интерес к точным наукам. Его обучением занимались лучшие учителя того времени: философ и писатель Ариф Азари, выдающийся математик и астроном Казы-заде Руми и другие. В раннем возрасте, в одном из походов с дедом в Султанию, Улугбек увидел необычайное сооружение - обсерваторию, которая была построена азербайджанским ученым Насиром ад-Дином Туей. Возможно, именно в этот момент у совсем еще маленького Улугбека зародилась мечта о создании собственной обсерватории.

    В довольно юном возрасте Улугбек становится правителем Самарканда и начинает воплощать свою мечту в реальность. Главным советником Улугбека при постройке обсерватории являлся Казы-заде Руми, его любимый наставник. Строительство обсерватории началось осенью 1420г. и длилось 3 года. Когда строительство здания было завершено, в обсерватории еще долгое время проводилась установка и настройка приборов, которой занимался видный ученый того времени Джемшид Каши.

    Надо сказать, что здание обсерватории хоть и является памятником архитектуры, но в его создании большую роль сыграли скорее ученые-астрономы, нежели архитекторы. Здание само по себе является хорошо выверенным прибором для наблюдения за космическими телами, довольно нестандартным и весьма оригинальным.

    Улугбек старался проводить в обсерватории большую часть своего свободного от государственных дел времени. Он вдохновлял ученых, работающих под его покровительством, старался по мере возможностей быть научным руководителем практически всех работ и исследований, проводимых в обсерватории.

    Со дня основания обсерватории ее руководителем был назначен ученый Джемшид Каши. Он руководил обсерваторией целых 10 лет, при нем было сделано множество открытий. После его кончины на должность руководителя Улугбек назначил своего наставника и главного помощника - астронома Казы-заде Руми, которому на тот момент уже исполнилось 70 лет. Но и он через 6 лет скончался. Постоянная занятость государственными делами отнимала у Улугбека много времени, и у него стали возникать отчаянные мысли о том, чтобы издать астрономические таблицы в незаконченном виде и свернуть все наблюдения. Но один из молодых сотрудников обсерватории, Али Кушчи, сумел переубедить колеблющегося Улугбека, и обсерватория заработала с новой мощью.

    Несмотря на то, что Улугбек был гуманным правителем и выдающимся ученым, к сожалению, были люди, которым не нравился политический уклад в государстве. Некоторые считали, что Улугбек слишком много времени уделяет науке. В 1449г. в результате коварного сговора Улугбек был убит. Несмотря на это трагическое событие, обсерватория продолжала существовать в течение следующих 20 лет.

    Вскоре начались гонения на ученых, что вынудило Али Кушчи вместе с учениками покинуть обсерваторию, да и сам Самарканд. Они нашли приют в Герате, где главным министром являлся знаменитый писатель Востока - Алишер Навои. Позднее Али Кушчи получил приглашение из Стамбула и, уже находясь там, он закончил и издал все труды обсерватории.

    Надо отметить, что «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы» - главный научный труд Улугбека, еще очень долгое время продолжали оставаться уникальными. В Европе подобные расчеты смогли произвести лишь в XVIIв.

    Что касается здания обсерватории, то оно долгое время оставалось заброшенным, а к началу XVI в. было частично разобрано. В начале ХХв. Л.В. Вяткину с большим трудом удалось найти обсерваторию, точнее то, что от нее осталось. До нас дошла лишь часть грандиозного инструмента обсерватории Улугбека радиусом в 40,2 м. - секстанта, ориентированного с севера на юг. На этом уникальном угломере производились измерения высоты небесных светил над горизонтом.

    Рядом с местом, где некогда находилась величественная обсерватория, в 1964г. был построен музей, носящий имя Улугбека. В нем собранны фотографии с раскопок, фрески, которые доносят до нас моменты жизни Улугбека, также здесь представлены некоторые инструменты обсерватории и отрывки из знаменитых «Астрономических таблиц».

    В 2010г. рядом с музеем был торжественно открыт памятник Улугбеку.