Ташкент

Достопримечательности Узбекистана – это, в первую очередь, древние города Великого шелкового пути с их потрясающей восточной архитектурой и уникальными культурными памятниками: Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и еще с десяток менее крупных городов, сохранивших свою самобытную атмосферу. Лазурные купола мечетей, грандиозные порталы медресе, стройные минареты, роскошные дворцы, мавзолеи и другие средневековые сооружения, наскальные рисунки, археологические находки времен зороастризма, руины древних городищ и крепостей — здесь вас ждет полноценное погружение в историю Востока.

Помимо рукотворных памятников, в Узбекистане есть множество природных достопримечательностей: живописные горы Западного Тянь-Шаня и Памиро-Алая, бескрайняя пустыня Кызылкум и озеро Айдаркуль на ее окраине, инопланетные ландшафты плато Устюрт, уходящее Аральское море и другие экзотические места.

Колоритные базары, ремесленные мастерские, где столетиями вручную производят нежнейший шелк, бумагу и красивейшую керамику, — все это тоже непременно стоит посетить в Узбекистане.

Ташкент - многогранная столица современного Узбекистана, центр культурной и политической жизни Республики.

Достопримечательности Ташкента поражают своим разнообразием: это и археологические памятники времен зороастризма, которым уже более 2200 лет, и архитектурные шедевры Средневековья, и монументальные дворцы конца XIX в., и не менее грациозные постройки современности. Здесь из шумной паутины городских дорог можно увидеть в далекой дымке заснеженные вершины Чимгана, за которыми по утрам прячется заря.

Восточные базары, как и сотни лет назад, оживают с первыми лучами солнца и притягивают посетителей изобилием сочных фруктов и овощей, густыми ароматами свежевыпеченного хлеба, лепешек и самсы. Культурная жизнь столицы не умолкает ни на секунду: город богат музеями, театрами и выставочными центрами; кафе, ресторанами и ночными клубами; гостиницами, парками и скверами. В летний зной можно спрятаться от жаркого солнца у журчащих фонтанов, в тени аллей многочисленных парков или … в прохладном Ташкентском метро - единственном в Средней Азии и одном из самых красивых в мире!

  • Ансамбль Хазрет Имам

    Одним из наиболее ярких примеров бережного отношения к архитектурным памятникам и интереса к истории в Узбекистане служит ансамбль Хазрет Имам.  

    Мечеть Тилля-шейха, построенная в 1856-1857 годах, является частью ансамбля Хазрет Имам и находится напротив медресе Барак-хана. Эта поныне действующая мечеть-намазгох, название которой переводится как «золотой шейх», обязана своим появлением кокандскому хану Мирза Ахмеду Кушбеги и, по легенде, хранит в своих стенах золотой волос пророка Мухаммада. Молитвенный зал квадратной формы отделен от входа перегородками и представляет собой зимнее помещение для молитв. Перед мечетью также пристроен айван (галерея) для молитв на открытом воздухе, есть два минарета по бокам, библиотека и хозяйственные помещения. Оконные проёмы мечети украшены традиционной панджарой (узорные решетки из ганча). Внутри мечети можно обнаружить михраб (молитвенная ниша в стене) и минбар (кафедра с лестницей, откуда читается молитва во время намаза).

    Площадь Хазрет Имам известна прежде всего тем, что именно здесь хранится знаменитый подлинник Корана Халифа Османа, относящийся к середине VII века и написанный на выделанной шкуре оленя. Уникальность этой реликвии заключается в том, что на некоторых его страницах сохранились капли крови Халифа Османа.

    Территория ансамбля Хазрет Имам является своеобразным центром духовности современного Ташкента и всего Узбекистана в целом. Именно здесь, рядом с мечетью-намазгох находится редакция газеты «Ислом нури» («Луч ислама») и журнала «Хидоят» («Истинный путь»), относящихся к Духовному управлению мусульман Республики Узбекистан. Также здесь располагается здание Исламского института имени имама аль-Бухори. 

    Мечеть Хазрет Имам, построенная по архитектурным канонам XVI века. Здания ансамбля заметны издалека, и их величие создает особую атмосферу в этой части города. Особенно красиво они выглядят ночью, когда благодаря специальной подсветке создается впечатление парящего в воздухе миража из восточной сказки. Ландшафт вокруг ансамбля также был хорошо продуман: аккуратно подстриженные газоны, цветы, деревья и аисты, гуляющие здесь весной, летом и осенью, являются приятным фоном и делают это место желанным для посещения.

  • Ботанический сад

    Ташкентский ботанический сад был основан в 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны по инициативе академика Федора Русанова. Площадь парка составляет 68 га. Он включен в состав Научно-производственного центра «Ботаника» Академии наук Республики Узбекистан вместе с Институтом ботаники и Ботаническим садом имени Амира Темура в Каракалпакстане. Ташкентский ботанический сад является самым крупным в Средней Азии.

    С самого дня основания этой красивейшей природной зоны велась обширная и кропотливая работа по выращиванию растений со всех уголков света. В ботаническом саду произрастает свыше 4500 видов деревьев, кустарников, полукустарников, лиан, цветов и прочих растений. Среди редких представителей флоры здесь можно встретить белый дуб, голубой ясень, черную березу, большой кипарис, вечнозеленую магнолию, сахарный клен, тюльпанное дерево. 68 видов растений, растущих в ташкентском ботаническом саду, занесены в Красную книгу - среди них эремурусы, несколько видов тюльпанов.

    Уникальный климат Узбекистана и собственный благоприятный микроклимат ботанического сада сделали возможным произрастание здесь растений из разных климатических зон.

    Ботанический сад разделен на пять частей, соответствующих флоре различных частей света - Центральной Азии, Восточной Азии, Дальнего Востока, Европы и Северной Америки. Помимо растений, растущих под открытым небом, здесь есть оранжерея, теплицы и специальный питомник для лекарственных трав. В закрытых оранжереях живут экзотические растения тропиков и субтропиков. Наряду с лекарственными растениями выращивается редкий вид цветов - водяные ирисы. Научно-производственный центр «Ботаника» содействует развитию фармакологической промышленности Узбекистана. В ташкентском ботаническом саду для лекарственных целей выращиваются ромашка аптечная, лаванда, календула, мята перечная и др.

    Ботанический сад великолепен в любую погоду и любое время года. Весна делает его похожим на райские кущи. Пьянящий аромат трав и цветов, яркая зелень ослепляют каждого и заставляют влюбиться в это место.

    Летом сад дарит тень и прохладу, осенью поражает буйством красок. Даже зимой, когда деревья и цветы спят, готовясь к возрождению и новой жизни, парк удивляет своим очарованием, и прогулка по нему напоминает путешествие в заснеженный, сказочный лес.

    Гостей, решивших посетить ботанический сад, встречает небольшой пруд, где цветут нежно-розовые лотосы. Всего на его территории парка находится пять озер, в которых обосновались кувшинки и водяные лилии. Далее путешественники могут выбрать одну из нескольких тропинок, которые в конце смыкаются и выводят к центральной площадке сада.

    Как заколдованный лес, это место хранит множество тайн и загадок, красивых легенд и поверий.

    О каждом из растений экскурсоводы могут говорить долго и самозабвенно.Ботанический садК примеру, о дереве желаний, к которому ведет одна из аллей. Оно возвышается на холме, путь к которому прорезан множеством ступенек. Если Вы решите провести этот ритуал, Вам следует молча, не отвлекаясь ни на какие разговоры и мысли, подняться по ступенькам, думая лишь о своем желании, мысленно формируя его. Уже будучи наверху, нужно будет привязать к дереву ленточку, и когда она порвется или развяжется, Ваше желание исполнится. Еще одно предание связано с реликтовым хвойным деревом метасеквоей. Оно гласит, что тот, кто найдет орех этого дерева, получит в награду здоровье и долголетие.

    Ботанический сад в Ташкенте - это настоящий подарок для горожан, одна из самых посещаемых достопримечательностей города. Люди приходят сюда, чтобы отдохнуть от суеты, побыть наедине с удивительной природой сада, помечтать, поразмыслить, набраться сил и энергии. В ботанический сад регулярно организуются школьные и студенческие экскурсии.

  • Дворец князя Романова

    Есть в Ташкенте строения, не совсем характерные для традиционной архитектуры Узбекистана, но между тем гармонично вписывающиеся в облик города. К таким зданиям можно отнести Дворец Князя Романова, который находится в самом центре города, неподалеку от Сквера Амира Темура и Площади Независимости, на одной из главных улиц Ташкента - проспекте Шарафа Рашидова.

    Здание Дворца Романовых было возведено в 1891 году по проекту архитекторов А.Л. Бенуа и В.С. Гейнцельмана. Дворец выполнен в модном в те времена стиле «модерн», особенностями которого являются отказ от прямых углов и линий в пользу изящных, естественных изгибов, а также совмещение в одном строении красоты и функциональности. Большое внимание уделялось деталям интерьера, их тонкой художественной обработке.

    Изящный и утонченный одноэтажный дом из обожжённого серо-жёлтого кирпича украшен резными решетками, окнами оригинальной конструкции и декоративными башнями. По обеим сторонам от центрального входа расположены бронзовые скульптуры лежащих оленей с ветвистыми рогами. В нескольких метрах от лестницы, ведущей внутрь, установлен фонтан, соответствующий стилю основной постройки. На территории, прилегающей к зданию, известным ташкентским ботаником и фармацевтом И.И. Краузе был основан великолепный сад.

    Дом, ставший одной из удивительных достопримечательностей Ташкента, был выстроен для князя Николая Константиновича Романова, племянника Александра II и внука Николая I, и долгое время являлся его резиденцией. Сюда, в Туркестанский край, князь Николай был отправлен в ссылку, будучи обвиненным в краже бриллиантов из оклада иконы, принадлежавшей его матери Александре Иосифовне. Позже пропажу нашли в одном из ломбардов Санкт-Петербурга, но в невиновность князя никто не поверил. Семейный совет принял решение о признании Николая Константиновича душевнобольным и его ссылке на окраину империи.

    Однако князь оказался весьма способным организатором, и его пребывание в Туркестане отмечается как созидательное. Он занимался проведением оросительных каналов в Голодной степи, ему принадлежали несколько предприятий в Ташкенте: мыловаренный завод, фотографические мастерские, фабрика по переработке риса, хлопковые мануфактуры. Он же построил первый в Ташкенте кинотеатр - «Хива».

    После смерти князя Романова судьба его дома не раз менялась. Долгое время он являлся Музеем искусств Узбекистана, поскольку собранная бывшим хозяином коллекция картин европейской и русской живописи была достаточно обширной и заслуживающей внимания. Позже в Доме Романовых был расположен музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана. После обретения Узбекистаном независимости здание было отреставрировано и в данное время используется в качестве Дома приёмов Министерства Иностранных Дел Узбекистана. Входить внутрь и любоваться интерьером здания, к сожалению, запрещено.

  • Джума-Мечеть

    Старый город - средоточие многих исторических памятников Ташкента. Именно здесь история Ташкента органично вплетается в современность, древнейшие памятники архитектуры соседствуют с новыми жилыми массивами и проспектами. Один из таких памятников - мечеть Джами или, как ее еще называют, Джума-мечеть. Джума-мечеть, фундамент которой был заложен еще в IX веке, - одна из самых древних пятничных мечетей Ташкента, основа архитектурного ансамбля Регистан и уникальный памятник истории и архитектуры города. Джума-мечеть - единственная в Ташкенте пятничная мечеть дворового типа, который был распространен в Центральной Азии во времена позднего Средневековья.

    История, предшествующая возникновению Джума-мечети, несколько драматична. После вторжения арабов в Центральную Азию, Ташкент (Чач), где в то время исповедовался зороастризм, был разрушен до основания. Арабские завоеватели не могли выговорить название «Чач» (в арабском языке не было буквы «ч»), поэтому город стал называться «аш-Шаш», позже - «Шашкент». И только в XI веке город стали называть Ташкентом.

    Фундамент Джума-мечети был заложен в 819 году эмиром Яхъя ибн Асадом, это положило начало строительству нового города на месте разрушенного Чача. Молодой эмир по распоряжению арабского наместника стал правителем земель, ныне являющихся Ташкентской областью.

    Между тремя площадями Ташкента - Чорсу, Эски-Жува и Хадра явно выделяется возвышенность, на которой ныне стоит Джума-мечеть. Заметив ее когда-то, эмир Яхъя ибн Асад решил возвести столицу своих владений именно в этом месте и повелел своим подданным начать строительство «Мадины аш-Шаш» - северного форпоста Мавераннахра. На тюркском языке «Мадина аш-Шаш» звучит как «Шашкент». На самой высокой точке холма эмир построил первую пятничную мечеть нового города - Джума-мечеть.

    Построенная в IX веке мечеть со временем стала разрушаться. На ее фундаменте в 1432 году была построена новая пятничная мечеть. Построить ее приказал Убайдулла Ходжа Ахрар Вали, потомок пророка Мухаммеда, знаменитый суфий и общественный деятель эпохи темуридов, родившийся вблизи Ташкента в 1404 году. Существует легенда, будто бы деньги на постройку мечети Ходжа Ахрар Вали выручил от продажи нитей-обрезков, которые сами собой образуются на краях ткани, разрезанной на стандартные отрезки. Так в XV веке в махалле Гульбазар выросла пятничная мечеть с характерным куполом и арочным перекрытием.

    Джума-МечетьС момента закладки фундамента архитектурного памятника прошли столетия, время не пощадило многие шедевры архитектуры, и понять, каким был первоначальный вид мечети, сегодня сложно. К сожалению, разрушен и архитектурный ансамбль, окружавший мечеть. Сохранилось лишь медресе Кукельдаш и купол мечети Гульбазар. Представить себе, каким был архитектурный ансамбль, можно по редким старым фотографиям. Несколько раз Джума-мечеть подвергалась реставрации. Например, в XVIII веке главный куб здания и сводчатые галереи с худжрами были основательно отреставрированы Юнусом Ходжой - шайхантаурским хакимом.

    Не пощадила здания и стихия. Ташкент расположен в сейсмоопасной зоне, вблизи от гор, поэтому многие средневековые постройки часто страдали от подземных ударов. Землетрясение 1868 года разрушило Джума-мечеть практически до основания, около двадцати лет соборная мечеть не функционировала. Любопытно, что основные средства на ее восстановление были выделены российским императором Александром III, именно поэтому сегодня Джума-мечеть называется еще и «Царской мечетью».

    Конечно, внешний облик Джума-мечети изменился, но до сих пор это здание поражает воображение не только архитектурными особенностями, но и внушительными размерами. Джума-мечеть - третья по величине и высоте пятничная мечеть в стране, ее превосходят лишь мавзолей Биби-Ханым в Самарканде и минарет Калян в Бухаре. Особенно высокой она казалась в древние времена, когда вокруг мечети, да и в самом городе, не было высоких построек, многоэтажных домов и бизнес-центров. Куб Джума-мечети был виден практически с любого конца города.

    С Джума-мечети открывается великолепный вид на Ташкент, поэтому пионеры фотографии любили делать снимки с пятнадцатиметрового куба основного здания мечети.

    В 2003 году Джума-мечеть снова подверглась серьезной реставрации с применением современных методов строительства и отделки. Вместо одного купола здание мечети теперь венчают целых три, архитектурный памятник приобрел современный вид и при этом продолжает функционировать. Во многом благодаря удачному расположению (рядом с базаром Чорсу) сюда приходит огромное количество верующих.

  • Институт «Физика-Солнце»

    Институт «Физика-Солнце» Академии наук Республики Узбекистан (Институт Солнца) расположен в Паркентском районе Ташкентской области, в 45 км от Ташкента, на высоте 1100 м в предгорьях Тянь-Шаня. На территории института располагается уникальный научный объект – Большая солнечная печь мощностью 700 киловатт. Таких объектов в мире всего 2: один находится во Франции, второй – в Узбекистане.

    Гелиокомплекс был построен в 1980-х годах для наблюдения за Солнцем, экспериментальных исследований и разработок в области использования солнечной энергии. Место для строительства было выбрано с учетом множества факторов: близость к столице, чистый горный воздух, предгорная возвышенность, сейсмоустойчивость единого скального массива в этой точке, оптимальные метеорологические условия, количество солнечных дней – около 280 в год.

    Большая солнечная печь – это уникальный научный объект, сложнейший комплекс с автоматическими системами управления, состоящий из гелиостатного поля, гелиоконцентратора и технологической башни.

    Гелиостатное поле представляет собой зеркальные сооружения из 62 гелиостатов, размещенных в шахматном порядке на пологом склоне горы напротив гигантского концентратора. Каждый гелиостат состоит из 195 плоских зеркальных элементов, которые направляют лучи на концентратор. Положение гелиостатов автоматически регулируется специальными датчиками, которые следят за движением солнца. Площадь отражающей поверхности гелиостатного поля внушительная – более 3000 кв.м, а общее количество зеркал – 12090!

    Институт «Физика-Солнце» Самый эффектный объект солнечной лаборатории – огромный параболический гелиоконцентратор, состоящий из 10700 зеркальных элементов общей площадью 1840 кв.м. Это самый крупный гелиоконцентратор в мире, он больше своего французского собрата на 10 кв.м. Направленный поток солнечной энергии от гелиостатов отражается от зеркальной параболической поверхности концентратора и фокусируется в одну точку на технологической башне. Температура в фокусе лучей превышает 3000°С, что позволяет получать чистые сплавы и металлы без примесей.

    На верхнем этаже концентратора расположена смотровая площадка, куда можно добраться на лифте. Отсюда открывается потрясающая панорама на всё гелиостатное поле, Чаткальский хребет, реку Паркентсай и окрестные поселки (кишлаки).

  • Комплекс Занги-ата

    Проделав путь в 15 км на юг от границы современного Ташкента, Вы попадаете в один из древнейших сохранившихся мемориальных комплексов столицы. Он был образован в XIV-XIX веках в результате постепенных пристроек вокруг основного здания - мавзолея Занги-аты, важную роль в возведении которого сыграл сам Амир Темур.

    Занги-ата («тёмный отец») - это прозвище, которое шейх Ай-Ходжа получил в народе из-за тёмного цвета своей кожи. Этот великий суфий, который пользовался большой известностью в Ташкенте при жизни (конец XII - I половина XIII века), и почитаем народом вот уже много веков после своей смерти, был выходцем из одного знатного арабского рода. Занги-ата был пятым мюридом (учеником) Ахмада Яссави - признанного духовного лидера всех тюркских племен Центральной Азии, и проповедовал в Ташкентской области до самой своей смерти в 1258 году.

    Возможно, именно благодаря великому учителю имя шейха Ай-Ходжи не было предано забвению, а дорога к его могиле не заросла травой. Согласно легенде, Амир Темур в конце XIV столетия отдал приказ о строительстве мавзолея Ахмада Яссави, однако стены строящегося мавзолея рассыпались по непонятной причине. Во сне к правителю явился сам Ахмад Яссави и сообщил, что сначала должен быть построен мавзолей над могилой святого Занги-аты. Его воля была исполнена, и в 90-е годы XIV века было сооружено первое здание культово-мемориального ансамбля Занги-ата, строительство которого продолжалось до начала XX века, мавзолей же Ахмада Яссави был построен позже уже без каких-либо препятствий.

    Комплекс Занги-ата включает в себя три части: первая - это здания, относящиеся к XIV - XIX векам; вторая часть - кладбище и расположенный на нем мавзолей Амбар-биби, жены Занги-аты; и третья часть - большой сад. Первая часть в свою очередь состоит из самого мавзолея Занги-аты, мечети Намазгох, минарета, бывшего медресе и внутреннего двора перед ним.

    Входом в комплекс (дарвазгох) служит высокий портал мечети, украшенный узорами из разноцветной мозаики, арабской вязью и двумя башенками (гульдаста) по бокам. Мечеть Занги-аты, расположенная в юго-западной части архитектурного ансамбля, была построена местным казием (судьей) в 1870 году. В результате ремонта в 1914-1915 годах большой айван (галерея) перед входом в мечеть приобрел скатную кровлю вместо плоской крыши, имевшейся изначально, южный фасад здания также был изменен. Цветы и надписи, украшавшие интерьер помещения, к сожалению, не сохранились до наших дней. Однако традиционными резьбой и росписями на стенах и потолке айвана, также как и его резными колоннами можно полюбоваться и сейчас.

    В XVIII - XIX веках на территории комплекса было построено медресе (мусульманская духовная школа). Оно представляет собой здание из жженого кирпича квадратной формы с выходящими во внутренний трапециевидный двор кельями (худжрами), в которых жили ученики. Но главная достопримечательность комплекса - многокамерный мавзолей Занги-аты, внутри которого со времен Амира Темура сохранилось каменное надгробие святого, покрытое великолепной художественной резьбой.

    Уже в 1914-1915 годах комплекс был дополнен необычным минаретом, выросшим перед мечетью. Минарет выполнен в виде башни с двумя смотровыми площадками на разных уровнях, предназначенных для объявления о начале сбора верующих на молитву. Его необычность заключается в форме, не характерной для минаретов на территории Узбекистана.

    От южного входа мавзолея Занги-ата к мавзолею его жены - святой Амбар-биби ведет асфальтированная дорожка. Этот мавзолей, который находится в 150 метрах от первого и располагается на мазаре (кладбище), был построен в конце XIV - начале XV веков и представляет собой сравнительно небольшое однокамерное здание из жженого кирпича длиной 9 метров, шириной 6,5 и высотой 13,5 метров.

    Амбар-биби считается покровительницей женщин и матерей. Многие женщины обращаются к святой с просьбами о даровании им детей, а также благополучия и покоя в семье. По народному поверью, для того, чтобы эти просьбы были исполнены, необходимо три раза обойти вокруг мавзолея Амбар-биби по часовой стрелке, не отрывая при этом ладони от его стен. Часто здесь можно заметить и девушек, подметающих дорожку вокруг мавзолея. Люди верят, что этот обряд помогает очистить дом от злых духов, снять наговоры и порчи.

    Строительство мавзолеев всегда было связано с традицией почитания предков. На территории этого исторического и культурного памятника издревле проводились народные гулянья и празднества. И сейчас эта особенная достопримечательность пользуется большим уважением: ежегодно тысячи человек посещают комплекс Занги-ата. Для удобства паломников и туристов были созданы места для отдыха, чайхана, площадка для парковки автомобилей. Сюда лучше приезжать на весь день, чтобы неторопливо осмотреть все достопримечательности, прикоснуться к святыне и больше узнать о великих людях, которыми до сих пор гордится народ Узбекистана.

  • Комплекс памяти жертв репрессий

    31 августа 2002 года, в День памяти жертв репрессий, в Ташкенте был торжественно открыт мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси», посвященный соотечественникам, отважно боровшимся за свободу Родины и подвергшимся массовым репрессиям в первой половине XX в. Музей расположен в одном из живописнейших районов города – прямо напротив Ташкентской телевышки, на берегу канала Бозсу. Месторасположение комплекса было выбрано не случайно – именно в этой части Ташкента в 30-е годы проводилась казнь несправедливо осужденных людей, среди которых были знаменитые узбекские поэты и писатели – Абдулла Кадыри, Чулпон, Фитрат.

    1937-1953 годы запомнились как трагическое время - по узбекской земле прокатилась волна безжалостных сталинских репрессий, унесшая и сломавшая тысячи жизней. 14 000 людей было расстреляно, 118 000 человек сослано в лагеря, условия жизни в которых были практически равнозначны смерти. В те кровавые годы жертвами репрессий стали деятели искусства, литераторы, выдающиеся ученые, политические и общественные деятели. И с тем, чтобы сохранить светлую память этих людей, был построен мемориальный комплекс Памяти Жертв Репрессий, ставший сегодня одной из известнейших достопримечательностей столицы.

    Мемориальный комплекс занимает территорию в 17 гектаров, на которой располагается музей, ротонда и красивый парк. Здание музея выстроено в восточном стиле: стены, украшенные великолепной резьбой по дереву, венчает голубой купол. В экспозиции музея представлены редкие фотографии и многие исторические документы, содержащие сведения о смутном времени сталинского террора, а также о других значимых событиях – борьбе за независимость узбекского народа, движении джадидов, лагерях ГУЛАГа.

    Парк, разбитый вокруг музея и ротонды, также создан в знак преклонения перед мужеством, верностью убеждениям и силой духа погибших. Молодые туи, множество цветов, украшающих парк – дань памяти невинно погибшим.

    Некогда страшное место, помнящее о людских страданиях, ныне стало островком памяти и почитания. На экскурсию в комплекс Памяти Жертв Репрессий приезжают школьники и студенты – не только для того, чтобы больше узнать об истории родного края, но и затем, чтобы почтить память своих предков. Сюда приезжают и молодожены, чтобы возложить цветы к поминальному надгробию.

  • Комплекс Шейхантаур

    Комплекс Шейхантаур – это древнейшие постройки, сохранившиеся в столице до наших дней. Именно здесь был похоронен великий суфий (приверженец мистического течения «суфизм» в исламе), глубокоуважаемый мусульманами – шейх Хавенди ат-Тахур (Шейхантаур), а позже и другие знатные люди – правители Ташкента и их соратники. Но время и природа часто бывают безжалостны к творениям человека – до нашего времени сохранились лишь три постройки из многих мавзолеев, мечетей и надгробий, еще столетие назад составлявших комплекс Шейхантаур.

    Сердце этого комплекса – сам мавзолей Шейхантаура, который был сооружен над могилой знаменитого суфия по приказу Амира Темура в конце XIV века. Он не отличается пышным убранством и вполне соответствует духу самого шейха Хавенди ат-Тахура, который проповедовал скромность и аскетизм: здание привычной формы, построенное из обыкновенного кирпича, дополняет лишь небольшая сине-голубая мозаика из майолики над входом. Мавзолей состоит из двух помещений, в одном из которых погребен сам Шейхантаур, а в другом – его супруга и сын.

    Рядом с мавзолеем Шейхантаура находится другой мавзолей, выделяющийся своей необычной архитектурой, а именно: конусовидным куполом, нетипичным для зданий этого региона. Это объясняется отчасти тем, что покоится в этом мавзолее Толи-бий, также известный под именем Калдыргоч-бий, правивший в Ташкенте в XVIII веке и происходивший из казахского рода. Он был последователем шейха Хавенди ат-Тахура и прославился своими мудрыми речами и борьбой против иноземного вторжения в Центральную Азию.

    Немного отдельно от этих двух зданий располагается третья и последняя из сохранившихся построек комплекса Шейхантаур – мавзолей Юнус-хана Моголистанского, одного из потомков Чингиз-хана. Этот мавзолей, построенный сыновьями Юнус-хана в конце XV века, выделяется не только своим размером, но и убранством. На фоне мавзолеев Шейхантаура и Толи-бия он выглядит грандиознее и говорит о величии покоящегося в нем правителя, который был ханом Могольского улуса и потомком Темуридов. Украшением фасадов служит арабская вязь и традиционный орнамент, а вход в мавзолей открывает великолепно декорированная дверь.

    По предположению некоторых историков, это место еще до того, как стало последней обителью шейха, являлось одним из священных мест зороастризма - языческой религии, распространенной на территории Узбекистана до становления ислама. Об этом свидетельствуют окаменелые деревья, запечатленные на старых фотографиях комплекса Шейхантаур по обеим сторонам от дорожки, ведущей к главной достопримечательности комплекса. Одно из этих деревьев - так называемый саур Искандера (Александра Македонского) рядом с надгробием шейха, который сохранился до наших времен и является своеобразным подтверждением древности этого памятника истории. Так была исполнена воля великого суфия, желающего быть похороненным в тени деревьев, под которыми, согласно старой легенде, наслаждался прохладой сам Александр Македонский.

    В тени деревьев, в которых утопают эти старинные сооружения, создается особая обстановка, заставляющая забыть о том, что Вы находитесь в современном городе. А благодаря близости святыни и осознанию древности этого места, здесь всегда чувствуется умиротворение и спокойствие. Возможно, именно из-за этой особенной атмосферы Шейхантаур всегда являлся местом притяжения и источником вдохновения людей искусства.

  • Мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши

    Мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши - один из значительных памятников культуры и архитектуры Ташкента - входит в историко-архитектурный комплекс Хазрет Имам, расположенный в старинном районе города.

    Исторически сложилось так, что архитектурный ансамбль Хазрет Имам появился именно благодаря мавзолею Абубекра Каффаля аш-Шаши, вокруг которого и стали возводиться новые здания, в течение нескольких веков образовавшие целый комплекс. Площадь и архитектурный ансамбль получили название Хазрет Имам («Святой Имам») в честь прославленного имама, знатока Корана, ученого и проповедника Абубекра Каффаль аш-Шаши.

    Мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши построен в необычном для мавзолеев архитектурном стиле - ханака. Изначально ханаки строились как приюты для дервишей и странников. В этом они напоминают христианские монастыри, однако существенная разница заключалась в том, что в ханаку, в отличие от монастыря, можно было легко войти и выйти. 

    Могила Абубекра Каффаля аш-Шаши стала местом паломничества мусульман, именно поэтому мавзолей был построен, как ханака. Он имеет четырехугольную форму и ассиметричную планировку. Кроме того, он расположен на высокой платформе, приподнимающей здание мавзолея над остальными постройками. Несмотря на массивность, мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши кажется устремленным ввысь и даже стройным не только из-за приподнимающей платформы, но и благодаря венчающему его куполу. Интересно, что входной портал обращен на север, а не в сторону Мекки, как у большинства мавзолеев. Помимо большого крестообразного зала, здание мавзолея включает три яруса келий (худжр) для паломников, расположенных в угловых пилонах.

  • Мавзолей Юнус-Хана

    Редчайший памятник эпохи тимуридов. Здание находится рядом с мавзолеем Шейха Хавенди ат-Тахура и входит в архитектурный комплекс Шейхантаур. Мавзолей находится на территории комплекса Исламского университета.

    Построен в XV веке, причем в необычном для Узбекистана типе - ханака. Большой двухэтажный мавзолей поражает не только своими размерами, но и архитектурными особенностями, например колоннадой на фасаде здания (ревак).

    Мавзолей Юнус-хана имеет Т-образную форму, более характерную для иранских мавзолеев. В зал мавзолея можно войти с трех сторон. Купол главного здания усыпальницы мавзолея Юнус-хана построен с использованием изящно пересекающихся парусов и арок. Интерьер мавзолея Юнус-хана украшают каменные колонны со следами небольших сталактитов (мукарнас) и панджара (оконные решетки) главного фасада.

    Верхние части мавзолея были разрушены землетрясением в 1571 году и отреставрированы спустя четырнадцать лет. Чертежей здания не сохранилось, поэтому полностью воссоздать первоначальный облик не удалось.

    Мавзолей Юнус-хана таит множество загадок. Например, двери зала когда-то были музыкальными: между створками искусные мастера встроили старинный узбекский музыкальный инструмент - чанг.

  • Медресе Барак-Хана

    Медресе Барак-хана было построено в XVI веке по указанию правителя Ташкента Навруз Ахмадхана. Подданные считали его правителем, которому сопутствует удача, за что и дали ему прозвище «Барак-Хан» или «Удачливый правитель». С тех пор медресе называют прозвищем его основателя.

    Строительство медресе велось в несколько этапов и было окончено в 1532 году. Здание медресе Барак-хана было выстроено напротив махалли Хастимом, считавшейся центром ученых, философов и знатоков ислама. Уже более пяти веков медресе Барак-хана символизирует величие истории города. До 2007 года здесь располагалось Духовное управление мусульман Центральной Азии.

    Из истории: Строительство медресе Барак-Хана связано с культурными и политическими изменениями, возникшими в Мавераннахре в начале XVI века.

    При дворе ташкентских правителей было много поэтов, музыкантов, зодчих, певцов. Уделялось внимание в основном, зданиям и архитектурным ансамблям культового характера. Именно в этот период, во времена правления династии Шейбанидов придворным архитектором, имя которого неизвестно, было построено медресе Барак-Хана. На изразцовой надписи над входом поэт Восифи запечатлел торжественную касыду, восхваляющую «голубой фасад и тысячеглазые панджары».

    Внешнее и внутреннее убранство

    Главный портал комплекса украшен уникальной мозаикой и росписью. Медресе Барак-Хана не одиночная постройка, она включает в себя еще и два встроенных мавзолея. Причем, мавзолеи были построены до возведения здания медресе.

    Медресе Барак-Хана сильно пострадало после землетрясения 1868 года, многие постройки подверглись реставрации. В шестидесятых годах XX века в рамках проекта по сохранению историко-архитектурных памятников в кельях медресе открылись мастерские ремесленников. Их работы - узорные тарелки, изящные визитницы, портсигары, шелковые платки, кованые изделия и украшения можно приобрести, не выходя из комплекса.

  • Медресе Кукельдаш

    Медресе Кукельдаш - самое крупное медресе и один из наиболее известных исторических памятников Ташкента. Оно находится в историческом сердце города - в районе площади Чорсу и ташкентского Регистана. В IX и X веках именно здесь находились Кешские крепостные ворота, одни из трех городских ворот.

    Центральный архитектурный ансамбль - Регистан был в каждом крупном городе. Здания, входящие в такой ансамбль, отличаются изысканной архитектурой, монументальностью, оригинальным замыслом и необычной отделкой. Медресе Кукельдаш было построено в XVI веке (1570 г.) во времена правления династии Шейбанидов визирем, приближенным к ташкентским султанам Барак-хану и Дервиш-хану. Визирь носил прозвище «кукельташ» («кукельдаш»), что в переводе означает «молочный брат хана».

    Оно построено из жженого кирпича по традиционному для медресе принципу: большой внутренний двор, окруженный кельями-худжрами, дарсханой (комнатой для занятий) и мечетью. Фасад открывается изящным входным порталом высотой почти 20 метров (пештак), двухъярусными балкончиками с неизменными угловыми башнями - гульдаста. Медресе Кукельдаш неоднократно ремонтировалось и реставрировалось, поэтому нынешний облик здания значительно отличается от первоначального.

    Из истории: медресе Кукельдаш было учебным заведением. На протяжении нескольких веков своего существования медресе Кукельдаш не единожды приходило в упадок.

    Легенды,связанные с медресе

    Считается, что долгое время оно служило местом казни - с самого вы сокого парапета центрального портала на прилегавшую к медресе Кукельдаш Шейхантаурскую улицу сбрасывали в мешках неверных жен, что должно было служить наглядным примером преимуществ высоконравственной жизни. Еще одна легенда повествует о необычном раскидистом фисташковом дереве, которое в течение нескольких сотен лет росло прямо на одном из куполов медресе и считалось священным.

    До недавнего времени в медресе был музей узбекских национальных инструментов. В годы Независимости здание медресе Кукельдаш было полностью отреставрировано по сохранившимся фотографиям 80-х годов XIX века. После реставрации было решено вернуть медресе Кукельдаш роль духовного учебного заведения. С угловых башен медресе муэдзины призывают верующих на намаз, в левой части здания проходят занятия для живущих в худжрах студентов, в правой - проводятся религиозные богослужения.

    На одной из стен медресе Кукельдаш выгравирована надпись, как нельзя лучше отражающая судьбу архитектурного памятника: "смерть является неизбежностью человека, но произведенные им работы остаются навечно".

  • Монумент «Мужество»

    26 апреля 1966 года. Ранним утром этого дня ташкентцы были разбужены гулом, исходящим из-под земли. Город сотрясали подземные толчки разрушительной силы, а небо горело розовым заревом, напоминавшим рассеянный свет молний. На глазах перепуганных людей необузданная стихия крушила стены их родных домов, заставляла в спешке покидать свой кров и затем на протяжении нескольких дней жить в палатках. Тогда было зафиксировано более тысячи подземных толчков.

    Горожане, живущие в сейсмоактивной зоне и привыкшие к периодической «тряске», на этот раз были взволнованы не на шутку. Землетрясение силой в 8,3 балла по шкале Рихтера превратило в руины большую часть Ташкента. Его эпицентр находился в центральных районах города. Были разрушены свыше двух миллионов квадратных метров жилой площади.

    Стойко и дружно пережили люди нежданное горе. Поддерживая друг друга, помогая тем, кому пришлось тяжелее остальных, они не озлобились, не запаниковали. За тот отрезок времени, пока бушевала стихия, в городе не было зарегистрировано ни одного случая мародерства.

    Восстанавливали Ташкент так же «всем миром». На помощь в реконструкции города съехались строители и разнорабочие со всех республик бывшего Советского Союза. Они прибывали целыми поездами, везя с собой технику и строительные материалы. Уже через три года Ташкент приобрел свой облик, в котором он предстает перед нами сегодня, но страшная трагедия не была забыта. Спустя 10 лет, в 1976 году на месте эпицентра землетрясения был возведен Монумент «Мужество», символизирующий стойкость духа и смелость людей перед стихией.

    «Сердцем» памятника является куб из черного лабрадорита, стоящий на гранитном подиуме. На одной из его сторон выгравирована дата – 26 апреля 1966 года, на другой – циферблат с часами, стрелки которых указывают время начала землетрясения – 5 часов 24 минуты. Трещина в виде зигзага, символически обозначающая раскол земной тверди, делит куб на две части и уходит к постаменту бронзовой скульптуры, изображающей семью, ставшую свидетелями стихийного бедствия. Женщина одной рукой прижимает к себе ребенка, а второй совершает отталкивающий жест, стремясь оградить от беды свое дитя. Двух любимых людей защищает своей грудью мужчина – глава семейства. Он стоит немного впереди, загораживая женщину и ребенка, готовый встать на их защиту в любую секунду. От постамента, на котором стоит памятник, лучами расходятся дорожки, ведущие к стелам – задней части мемориала, завершающей композицию. Барельефы, служащие фоном для памятника, расположены полукругом. Они повествуют о времени, когда город восстанавливался из руин. Подойдя ближе, можно увидеть людей, заново возводящих город – строителей, архитекторов, военных, обычных жителей.

    Сейчас Монумент «Мужество» - одна из самых посещаемых достопримечательностей Ташкента. Возле памятника назначаются деловые встречи и свидания, молодожены приносят цветы, молодежь катается на роликах и скейтах, а в парке, расположенном за монументом, не смолкает звонкий детский смех.

  • Площадь Независимости

    Площадь Независимости («Мустакиллик Майдони») не просто центральная достопримечательность Ташкента, это своеобразный символ города, где проводятся народные гуляния во время национальных праздников, и любимое горожанами место прогулок среди переливающихся фонтанов и зеленых аллей. Территория занимает более 12 гектаров.

    У центральной арки "Эзгулик" (Арка добрых и благородных устремлений) располагается Монумент Независимости, который знаменует суверенитет молодого Узбекистана. Монумент Независимости представляет собой гранитный обелиск, на котором установлен земной шар с выгравированным контуром увеличенного в несколько раз Узбекистана, и символизирует стремление независимого государства быть полноценным членом мирового сообщества.

    У подножия Монумента Независимости, перед пьедесталом располагается памятник Счастливой матери, Родина-Мать. Женщина-Мать символизирует Родину и мудрость, хранилище вековых традиций, а ребенок - светлое будущее молодого государства.

    Левее Монумента независимости располагается строгое здание Сената - верхней палаты Олий Мажлиса (парламента Узбекистана). Оно выполнено в классическом архитектурном стиле - центральный вход украшен портиком с колоннами и увенчан государственным флагом Республики Узбекистан.

    С севера площадь Независимости переходит к главной достопримечательности - Аллея Славы. Аллея с двух сторон обрамлена галереями, облицованными гранитом и украшенными традиционными резными решетками - панджара. В галереях установлено четырнадцать стел (символизирующих регионы Узбекистана) с Книгами Памяти, в которых золотыми буквами выгравированы имена более миллиона узбекистанцев, отдавших свою жизнь на фронтах Второй мировой войны. Пройдя по Аллее Славы и памяти, посетители попадают к Вечному огню и памятнику Скорбящей матери, к подножию которой горожане всегда приносят свежие цветы.

  • Ташкентский музей железнодорожной техники

    Ташкентский Музей железнодорожной техники был открыт 4 августа 1989 года (в День железнодорожника) в честь 100-летнего юбилея Среднеазиатской железной дороги. Музей входит в мировую ассоциацию технических музеев железнодорожного профиля - на сегодняшний день экспонаты музея являются одними из самых интересных своих аналогов в мире. Музей паровозов очень любят дети, особенно мальчишки.

    В музее при Центральном Дворце культуры железнодорожников ГАЖК «Узбекистан темир йуллари» под открытым небом выставлено 13 паровозов (магистральные пассажирские и товарные паровозы, маневровый танк-паровоз 9П, трофейный военный паровоз ТЭ-52, произведённый во время Второй мировой войны на оккупированной Германией территории и др. экспонаты), 17 тепловозов, 3 электровоза, 10 вагонов и различная ремонтно-строительная техника прошлого века.

    Один из самых старых экспонатов музея - паровоз ОВ («Овечка») 1914 года, изображенный на почтовой марке Узбекистана 1999 года. Говорят, этот паровоз даже снимали в «Неуловимых мстителях» и еще нескольких кинофильмах. Он развивал скорость до 55 км/ч.

    Самый мощный паровоз в экспозиции музея - П36 («Победа») мощностью 3000 лошадиных сил, один из последних пассажирских паровозов, выпущенных в СССР.

    В одном из старинных вагонов размещена экспозиция, посвященная истории Среднеазиатской железной дороги. Здесь представлены средства связи и безопасности разных времен (в том числе телеграфный аппарат Морзе), многочисленные исторические карты рельсовых путей, различные макеты, образцы форменной одежды работников железнодорожного транспорта, знаки доблести и т.д. Интересный экспонат музея - электрожезловая система Трегера, которая обеспечивала движение поездов на однопутных линиях. В музее также хранится керосиновый фонарь, которому уже больше 100 лет, он в свое время играл важную роль в работе железной дороги.

    Здесь можно посмотреть устройство и наглядно понять принципы работы обыкновенного паровоза. В тендер загружалось около 18 т угля и 27 т воды - этого топлива хватало всего на 100 км, поэтому по пути паровоза стояли водонапорные башни (некоторые из них сохранились по сей день в Бухаре, Самарканде и Джизаке).

    На территории музея действует узкоколейная железная дорога, на которой работает экскурсионный поезд для проведения обзорных экскурсий.

    Музей железнодорожной техники - это еще и замечательный столичный парк, куда часто приезжают гости и жители Ташкента, молодожены для свадебной фотосессии.

    Адрес: 100060, Узбекистан, город Ташкент, улица Туркистон, дом 6.
    Телефон: +998 (71) 299-70-40, 259-67-08.
    Часы работы: с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00.
    Санитарные дни: понедельник, вторник (не работает экскурсионный поезд и вагон-музей).

  • Японский сад

    Одно из красивейших мест Ташкента, где можно отдохнуть на лоне природы, насладиться густой зеленью деревьев и трав - это японский сад. Такое название этот райский уголок носит не случайно - он был построен согласно совместной инициативе Посольства Японии в Узбекистане и Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан в лучших традициях японской культуры.

    Сад расположен на территории Республиканского торгово-выставочного центра «Узэкспоцентр» и соседствует с такими известными местами общественного отдыха и развлечений, как аквапарк и «Ташкент-лэнд». Официальное открытие парка состоялось 25 августа 2001 года, и с тех пор он сильно полюбился жителям и гостям столицы.

    В саду можно увидеть композиции из камней разных размеров. Японцы называют их Секитеи - философский сад камней, символизирующий величие и красоту природы. Если сосчитать камни, то Вы обнаружите, что их количество равно пятнадцати. Это число обозначает полнолуние.

    Чтобы глубже осознать смысл различных объектов в Японском саду, нужно на время абстрагироваться от существующей действительности и окунуться в мир японской философии и культуры. Все здесь сооружено в соответствии с традициями страны восходящего солнца. В центре парка расположено большое озеро, как магнит притягивающее к себе посетителей сада. Что может быть более умиротворяющим, чем сидеть на берегу и вглядываться в зеркало воды? Или кормить живущих здесь уток и наблюдать за танцем лебедей? Наличие водоема - непременное условие, соблюдаемое при строительстве парка в Японии. По его берегам обязательно должна быть посажена сакура, цветущие ветви которой весной будут отражаться в водной глади.

    Гордость японского сада - это чайный домик, который непременно стоит посетить всем гостям. Перед входом в домик установлен национальный японский барабан. До него нужно дотронуться и покрутить. Японцы верят, что этот ритуал сближает человека с Богом. Прежде чем войти внутрь, необходимо снять обувь, поскольку пол устелен коврами. В домике вы увидите столик со всей необходимой утварью, используемой в японской чайной церемонии «тя-но-ю». Можно присесть за него и прочувствовать всю изысканность и особую магию традиционного японского чаепития, а также сделать несколько фотоснимков на память. Пройдите домик насквозь - и вы окажетесь на просторной открытой террасе, выходящей на небольшой пруд, где живут карпы и золотые рыбки. Присев на краешек деревянного настила, можно предаться раздумьям или просто наслаждаться зрелищем красот природы.

    Дополнительное очарование саду придают гранитные фонари, выполненные в японском стиле, и деревянные мостики, перекинутые через небольшие водоемы.

    Богатством и разнообразием отличается не только растительный мир ташкентского «уголка Японии». Помимо уток и лебедей здесь можно встретить степенно гуляющих по зеленым лужайкам аистов, а в зарослях вьюна возле чайного домика живут павлины.

    Японский сад - это по-настоящему райское место, расположившееся в самом центре столицы, и ставшее одной из самых чарующих достопримечательностей Ташкента. Свидетельством тому служит особая любовь к японскому саду молодоженов - здесь получаются просто сказочные свадебные фотоснимки!